Отношение учащихся-подростков к проблеме здорового образа жизни
Цель исследования : определить тенденции в отношении к своему здоровью и здоровому образу жизни в среде учащихся общеобразовательных школ.
Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга»
Время проведения: Исследование проводилось в средних общеобразовательных школах Советского района города Новосибирска в 2018-2019 гг.
Количество испытуемых: 153 человека в возрасте от 12 до 16 лет, в том числе 77 мальчиков и 76 девочек.
Пояснительная записка:
По данным статистики, за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы. Такое положение вещей не может не вызывать тревогу. Известно, что на состояние здоровья влияют как факторы, изменить которые человек не в силах (состояние окружающей среды, уровень развития медицины, наследственность), так и его собственное поведение, отношение к себе и своему здоровью. Именно образ жизни человека – главная составляющая среди причин его хорошего или плохого здоровья. Поэтому очень важно изучить отношение подростков к вопросам здоровья. Полученные в результате исследования данные помогут более эффективно планировать и проводить работу по воспитанию интереса молодежи к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи:
· Определить отношение учащихся к собственному здоровью и здоровому образу жизни.
· Оценить осведомленность подростков в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
Методический инструментарий: Анкеты для оценки отношения учащихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни для 7-х и 8-х классов
Полученные результаты:
Считают свое здоровье отличным 30 чел. (20%), хорошее здоровье у 71 чел. (46%), удовлетворительное – у 41 чел. (27%), плохое и очень плохое – у 11 чел. (7%). Оценка учащимися собственного здоровья представлена в процентном соотношении на рисунке 1:
Рисунок 1. Оценка учащимися собственного здоровья
Помогают укрепить здоровье занятия спортом, закаливание – об этом знает 81 чел. (53%). При этом есть традиции закаливания, занятий той или иной физической активностью в семьях у 68 чел. (44%), а у 60 чел. (40%) нет никаких семейных традиций укрепления здоровья. В семьях у 25 чел. (16%) принято придерживаться режима дня и правильного питания в целях поддержания и укрепления здоровья.
Рисунок 2. Семейные традиции укрепления здоровья
На вопросы «Что ты делаешь для укрепления своего здоровья?» и «Какие закаливающие процедуры ты проводишь?» были даны такие ответы: «Никакие» в анкетах 40 чел. (26%). 95 чел. (62%) делают утреннюю зарядку и занимаются спортом (в том числе иногда, нерегулярно) проводят закаливание (контрастный душ, бег и подвижные игры на свежем воздухе зимой, банные процедуры), а 42 чел. (27%) в целях поддержания здоровья стараются соблюдать режим дня и правильно питаться.
Рисунок 3. Какие действия предпринимают учащиеся по укреплению своего здоровья
На свежем воздухе проводят около 2-х часов в день 62 чел. (41%) учащихся, более 2-х часов – 33 чел. (22%), полчаса – 35 чел. (23%), всего 10-15 минут – 15 чел. (10%). Остальные 4% - по-разному, в будни полчаса, в выходные – более 2-х часов.
На подготовку домашнего задания затрачивают 2-3 часа 62% ответивших, 4-6 часов – 24%, более 6 часов – 10%, а 4% вполне справляются за полчаса.
Рисунок 4. Количество времени, затрачиваемого на подготовку домашнего задания
Испытывают чувство усталости: редко – 36% ответивших, часто или каждый день – 64%.
Как проводят свободное время (см. рис.4):
- играют в телефон, в компьютере – 36 чел. (23%), - смотрят TV – 15 чел. (10%), - ходят на тренировки – 26 чел. (17%), - занимаются в кружках, музыкальной школе – 20 чел. (13%), - гуляют – 35 чел. (23%), - спят – 27 чел. (18%), - читают – 10 чел. (6,5%).
Рисунок 5. Как учащиеся проводят время, свободное от занятий в школе и подготовки домашнего задания?
Ночному сну уделяют 7-7,5 часов 58 чел. (38%), 8-9 часов спят 48 чел. (31%), 6 часов и даже меньше – 47 чел. (31%). В то время как детям этого возраста (12-15 лет) по санитарным нормам требуется для полноценного ночного сна 10 часов.
Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? – здесь факторы расположились в следующей последовательности (от наиболее значимых к наименее:
1. Выполнение правил здорового образа жизни;
2. Хорошие экологические условия; Регулярные занятия спортом;
3. Знания о том, как заботиться о своем здоровье;
4. Возможность консультаций и лечения у хорошего врача;
5. Хорошая наследственность;
6. Отсутствие физических и умственных перегрузок;
7. Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.п.
Считают, что вполне достаточно и регулярно заботятся о своем здоровье 13% ответивших, в то время как 49% отмечают, что учебные занятия в школе и дома не оставляют времени на заботу о здоровье, а 19% признались, что им просто лень делать какие-то усилия в целях укрепления здоровья.
Все учащиеся обнаружили единогласие в том, что считают полезными продуктами овощи и фрукты, растительную пищу, а также суп и кашу, многие считают полезным продуктом мясо, если оно правильно приготовлено, а вредными – фастфуд, чипсы, газировку, много сладкого, жирное, острое, жареное, продукты, содержащие трансжиры и рафинированные продукты.
Большинство детей едят на завтрак каши, чай, бутерброды, яичницу, на обед – «что в школе дадут», «по-разному», но обычно суп и второе. Полдника нет почти ни у кого, и есть ответы, что «я не завтракаю». Зато самой обильной трапезой становится ужин: здесь едят мясо, гуляш, рыбу с гарниром, лапшу, пельмени, картошку.
Вредят здоровью больше всего курение (так считают 68 чел. (44%), алкоголь, наркотики, а также недостаток сна (отдыха).
54% опрошенных ответили, что не имеют вредных привычек, лишь один человек признался, что курит, 21% отнесли свои вредные привычки в разряд «другое», т.е. не указали, что именно. И единичные ответы были: «неправильное питание», «малоподвижный образ жизни».
В иерархии жизненных ценностей большинство ответивших на первое место поставили «Дружбу», «Здоровье» и «Благополучную семью», на второе место – «Уверенность в себе».
«Материальный достаток» на первое место поставили лишь 3 человека, в основном ему отводили 5-6 места из семи.
Также, как и «Развлечения»: в подавляющем большинстве ответов «Развлечения» находятся на последнем месте.
Интересно, что «Хорошее образование» считает первостепенной ценностью лишь 1 человек, и только для 7 человек оно занимает второе место, а для большинства – последнее по значимости.
На вопрос «Как ты понимаешь, что такое «Здоровый образ жизни?» ответы даны были разные, но в целом можно их сгруппировать в такой: «Это занятия спортом, подвижный образ жизни, крепкий иммунитет, правильное питание, соблюдение режима, отсутствие вредных привычек».
ВЫВОДЫ
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В целом подростки имеют представление о том, что такое здоровый образ жизни, знают, что спорт, физическая активность помогают закалиться и укрепить здоровье, а вредные привычки, наоборот, разрушают его. Однако при этом подростки недостаточно ответственно относятся к своему здоровью, мало задумываются о том, как сохранить и укрепить его и поддерживать в настоящей и дальнейшей жизни. Сформировать правильное отношению к здоровью может и должна семья, начиная с раннего возраста детей, ведь в становлении поведенческих реакций детей особое значение имеет тип поведения самих родителей. Однако во многих семьях отсутствуют какие-либо традиции создания здоровой среды и использование тех или иных приемов оздоровления. Поэтому так много подростков никак не закаляются и не занимаются никаким спортом, ведут малоподвижный образ жизни, мало бывают на свежем воздухе, нерационально проводят свободное время, часто или постоянно испытывают чувство усталости, что и показали результаты данного исследования.
Не придается должного значения соблюдению режима дня: дети ответили, что ложатся спать очень поздно, почти в полночь и за полночь, при этом вставать приходится рано, а недостаток сна не позволяет организму ребенка полноценно отдохнуть и плохо сказывается на здоровье.
Режим питания также нуждается в коррекции: есть дети, которые идут в школу, не позавтракав, или ограничиваются сухим завтраком или бутербродами, обедают в школе «чем дадут», многие обходятся без полдника, зато в ужин наедаются плотно и сытно. А это неправильно.
И хотя в иерархии жизненных ценностей опрошенные подростки отвели «Здоровью» почетное 1-2 место, проведенное исследование свидетельствует о том, что нельзя считать удовлетворительным и достаточным уровень их знаний о том, как надо заботиться о своем здоровье, нужно продолжать усилия по формированию у молодежи личностных установок на ответственное отношение к здоровью и осознанного выбора здорового образа жизни.
Родителям и педагогам следует помнить о своей ответственности за то, чтобы ребенок в процессе роста и получения образования научился заботиться о себе и окружающем мире, сохранять и развивать собственное здоровье как ресурс на всю дальнейшую жизнь. В систему школьного обучения необходимо внедрение образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни и воспитание у молодого поколения культуры здоровья. Педагогическая деятельность также должна включать разнообразные формы и методы просвещения родителей, повышающие их активность в сохранении и развитии здоровья детей.