Цель исследования: Определение отношения молодежи к культурам разных стран
Заказчик (запрос): ОДМК и С
Время проведения: Исследование проводилось с марта по май 2017 года
Объект исследования: Интересы молодежи
Предмет исследования: Отношение молодежи к культурам разных стран
Актуальность: В связи с распространением радио, телевидения, интернет-сети, возможности путешествовать по миру в современном мире практически невозможно встретить полностью культурно закрытую страну. Культуры разных стран, заложенные в них красота, мудрость, мировоззренческие координаты сегодня открыты для нас.
Однако стоит признать, что о некоторых государствах и их устройстве, их понимании мира, мы знаем гораздо больше, чем о других, благодаря монополистическим тенденциям масс-медиа потока.
В процессе изучения культурных особенностей разных стран формируется толерантность к представителям таких культур, снятие коммуникативных барьеров в общении с ними, развивается кругозор, формируется умение критически оценивать, интегрировать и использовать полученную информацию для обогащения культурного опыта.
Гипотезы исследования:
- Преобладающей информацией у молодежи является информация о русской и об американской культуре.
- Преобладающим источником получения информации о культуре страны молодежь получает через кинематограф и музыку.
Задачи исследования:
- Определение отношения молодежи к культурным произведениям других стран: кинематограф, музыка, литература.
- Сформулировать предложение для учреждения молодежной политики о создании новых актуальных форм молодежных пространств, направленных на более глубокое погружение молодежи в культуру стран мира. В перспективе такие пространства послужат формированию разносторонней личности, имеющей развитый кругозор, умеющей критически оценивать полученную информацию, умения интегрировать полученную информацию и использовать ее для обогащения культурного опыта. Такие пространства будут формировать интерес к культурному своеобразию иных народов и толерантность, тем самым способствовать профилактике экстремистских проявлений среди молодежи.
Процедура исследования:
1. Разработать опросник «Отношение молодежи к культурам разных стран».
2. Провести интернет-опрос молодежной аудитории.
3. Обработать и интерпретировать данные эмпирического исследования.
4. Выявить особенности культурных предпочтений молодежи.
Методический инструментарий: Опросник «Отношение молодежи к культурам разных стран».
Количество испытуемых: 109 человек от 14 до 35 лет.
Полученные результаты:
- 52% опрошенных общаются с представителями других стран (Рис. 1). Из них 14% - с гражданами Казахстана, 13% - США, Германии и Украины по 8%.
Рисунок 1. Общение с представителями других стран.
- 15% опрошенных интересно узнать о жизни в Японии, 9% о жизни в Китае, 8% а США и 8% во Франция, об Италии хотят узнать 6%. Мало интересуют респондентов (1-2%) такие страны как: Австралия, Германия, Корея, Великобритания, Индия, Испания, Бали, Израиль, Индонезия, Ирак, КНДР, Куба, Малайзия, Монголия, ОАЭ, Сингапур, Таиланд, Украина, Финляндия, Южная Корея, Ямайка. (Рис.2).
Рисунок 2. Заинтересованность жизнью в других странах.
- 9% молодых людей интересует общение с представителями Великобритании, 8% Италии, 7% Японии. (Рис.3).
Рисунок 3. Заинтересованность общением с представителями различных культур.
- Исследуя предпочтения респондентов в области музыки, литературы и кинематографа, были получены следующие результаты:
4.1. 53% опрошенных предпочитает смотреть художественные фильмы и сериалы производства США, 14% - фильмы СССР, 8% - фильмы Российского производства. Фильмы иных стран были отмечены в незначительном количестве. Таким образом, основной фокус внимания молодежи направлен на продукцию киноиндустрии США (Рис. 4).
Рисунок 4. Предпочитаемые фильмы.
4.2. 65% опрошенных выбирают мультфильмы производства США, 13% - отечественного производства периода СССР, 12% - производства Японии (Рис. 5).
Рисунок 5. Предпочитаемые мультфильмы.
4.3. 53% респондентов отдают предпочтение чтению произведений русских писателей, 18% - США, 13% - Англии и Германии (Рис. 6). Значительная часть мирового литературного наследия остается за рамками культурных интересов молодежи. Исходя из полученных данных лишь небольшое количество молодых людей выбирают чтение в качестве досуга (Рис. 10).
Рисунок 6. Предпочитаемая литература (по странам).
4.4. Музыкальные предпочтения распределились следующим образом: Россия - 60%, США - 19%, Англия - 10% и Германия 3% (Рис. 7).
Рисунок 7. Предпочитаемые музыкальные исполнители (по странам).
- Путешествия в Италию привлекают 11%, в США 9%, в Великобританию 7%, во Францию 7%. 13% респондентов затруднилась с ответом (Рис.8).
Рисунок 8. Предпочтение в выборе страны для путешествия.
- По данным исследования, молодежь имеет достаточно свободного времени для посещения культурных мероприятий: в будний день 37% респондентов имеют 4-5 часов свободного времени, 8 % - 6-9 часов, 3 % опрошенных свободны весь день. (Рис. 9). В выходной 33% полностью свободны и 33% имеют 6-9 часов свободного времени. (Рис.10).
Рисунок 9. Наличие свободного времени в будний день.
Рисунок 10. Наличие свободного времени в выходной день.
- 18% опрошенных в качестве досуга предпочитают общение с друзьями, прогулки - 18%, творческое хобби выбирают 14%, посещение кинотеатра - 12%. (Рис.10)
Рисунок 11. Досуговые предпочтения молодежи.
Выводы:
- Большинство опрошенных предпочитают кинематограф США (фильмы 53% и мультипликация 66%).
- В литературе 53% выбирают русских писателей. При этом в свободное время просмотру фильмов отдают предпочтения значительно большее количество молодежи, чем чтению литературы (менее 1 % респондентов отметили чтение книг как предпочитаемое досуговое занятия).
- В музыке 60% молодых людей выбирают творчество российских коллективов.
- Одним из способов прикоснуться к другой культуре являются путешествия. 11% молодых людей хотят поехать в Италию, в США 9%, в Великобританию - 7%, во Францию 7%. 13% респондентов затруднилась с ответом.
- Пассивный интерес вызывают страны Южной Америки, Африки и Австралия. Молодежь говорит, что узнать больше о этих странах было бы интересно, но в связи с недостаточной представленностью этих стран в масс медиа пространстве, этот интерес не реализуется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Молодежь, в виду отсутствия жизненного опыта, не знает, как можно реализовать свои интересы. В связи с этим их заинтересованность выглядит довольно пассивной. Удовлетворить потребности в расширении кругозора молодежь может в специально организованных для этой цели пространствах на базе молодежных центров.
Актуальным является создание пространств, в которых молодежь может узнать больше о жизни своих сверстников в разных странах. В перспективе такие пространства послужат формированию толерантной личности, имеющей широкий кругозор, умеющей критически оценивать, интегрировать и использовать в дальнейшем полученную информацию для обогащения личного и общественного культурного опыта.
Молодежное пространства, позволяющие молодежи не только погружаться в мир культуры, но и активно общаться между собой являются наиболее привлекательными. Из полученных данных мы можем выделить направления или формы работы для молодежных пространств, с тематическими занятиями, посвященными культурным традициям и особенностям разобранных стран.
- Этноклубы
- Дискуссионные клубы
- Киноклубы
- Литературные вечера или ридинг-группы.
У молодежи достаточное количество свободного времени для посещения подобных мероприятий. Учитывая полученные данные о распределении свободного времени режим работы в таких пространствах рекомендуется организовать таким образом, чтобы он охватывал выходные дни.