Цель – определить тенденции в отношении к своему здоровью и здоровому образу жизни в студенческой среде Советского района города Новосибирска.
Заказчик – Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Советского района города Новосибирска.
Исполнитель: МБУ Центр «Радуга»
Время проведения – 2016 г.
Пояснительная записка: В условиях снижения численности населения в стране, старения населения и уменьшения числа граждан трудоспособного возраста приоритетной задачей общества становится сохранение жизни и здоровья каждого молодого человека. В последние годы возрастает озабоченность ВОЗ в отношении последствий, связанных с нездоровым образом жизни детей, подростков и молодежи. Поведение, способствующее возникновению и развитию болезней, отрицательно сказывающееся на здоровье, напрямую связано с существующим у человека мировоззрением и отношением к самому себе. В связи с этим приоритетной психолого-педагогической задачей является изучение отношения молодежи к здоровью и здоровому образу жизни. Выводы по данным исследования позволят планировать и координировать просветительскую деятельность педагогов и психологов, направленную на формирование заинтересованного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, и тем самым будет способствовать сохранению и улучшению здоровья молодого поколения.
Задачи:
• Определить отношение студентов к собственному здоровью.
• Оценить отношение юношей и девушек к здоровому образу жизни и выявить различия.
Методический инструментарий: Методика С. Дерябо, В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью».
Выборку исследования составили студенты Советского района г. Новосибирска. Всего в исследовании приняли участие 100 человек (50 юношей и 50девушек) в возрасте от 16 до 20 лет.
Описание исследования:
Методика «Индекс отношения к здоровью» определяет интенсивность как важнейший параметр отношения к здоровью, здоровому образу жизни.
Параметр интенсивности показывает уровень значимости фактора здоровья в системе ценностей личности. При низком уровне интенсивности человеку просто «хочется быть здоровым», не предпринимая каких-либо особых усилий. При высоком уровне - человек активно участвует в развитии физических возможностей своего организма.
Субъективное отношение личности к здоровью включает в себя четыре компонента: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный, определяя чувства, мысли, намеренья и поступки человека по отношению к своему физическому, душевному и социальному благополучию.
Эмоциональный компонент (Рис.1) показывает уровень чувствительности студенческой молодежи к витальным, жизненным проявлениям организма, восприимчивости к эстетическим аспектам здоровья, способности получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем.
Рис.1 Эмоциональный фактор (в процентах)
У юношей преобладает низкий уровень по шкале эмоциональности у девушек - средний.
При низком уровне эмоциональности забота о здоровье просто необходимость, отношение к здоровью носит рассудочный характер и мало затрагивает эмоциональную сферу, имеет место влияние отрицательных общественных эмоциональных стереотипов по отношению к здоровому образу жизни.
Ощущение эстетического удовольствия от здорового организма, чуткость реагирования на поступающие от него сигналы, свобода от негативных общественных стереотипов в отношении здорового образа жизни практически не свойственны ни юношам, ни девушкам из числа опрошенных.
Познавательный компонент (Рис.2) диагностирует готовность к восприятию информации по проблемам здорового образа жизни и стремление получать такую информацию.
Рис.2 Познавательный фактор (в процентах)
Низкие баллы у юношей говорят о том, что их отношение к здоровью мало затрагивает их познавательную сферу: они в лучшем случае готовы воспринимать поступающую от других людей информацию о здоровье, не стремясь проявлять активности в ее поиске.
Девушки проявляют умеренный интерес и активность в поиске информации о здоровье.
Практический компонент (Рис.3) измеряет готовность человека включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своем здоровье, предложенные и организованные другими людьми, или организованные самостоятельно.
Рис.3 Практический фактор (в процентах)
Низкий уровень практического компонента у юношей говорит о том, что они не готовы включаться в практическую деятельность, связанную с заботой о своем здоровье и организованную другими людьми. В крайнем случае они могут что-то предпринять, если этого потребует ситуация.
Средний уровень у девушек свидетельствует о том, что они более активно чем юноши заботятся о своем здоровье в практической сфере: чаще занимаются оздоровительными процедурами, более склонны вести здоровый образ жизни.
Шкала поступков (Рис.4) измеряет степень активности человека в формировании представлений о здоровье и здоровом образе у окружающих и у общества в целом.
Рис.4 Шкала поступков (в процентах)
Низкий уровень по шкале поступков и у юношей, и у девушек говорит о том, что в студенческой среде отношение к здоровью считается «личным делом». Студенты не стремятся создавать вокруг себя здоровую среду, стимулируя окружающих вести здоровый образ жизни. Они не готовы
пропагандировать различные средства оздоровления организма.
Показатель интенсивности (Рис.5) диагностирует уровень сформированности отношения к здоровью.
Рис.5 Интенсивность (в процентах)
Преобладание низкого уровня интенсивности у юношей говори о том, что у них плохо сформировано отношение к здоровью, они находится в «зоне риска», при котором высока вероятность ведения образа жизни, отрицательно сказывающегося на здоровье, что рано или поздно приведет к заболеваниям.
Отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни у девушек сформировано на среднем уровне.
ВЫВОДЫ:
По результатам проведенного исследования выявлены различия в отношении к здоровью и здоровому образу жизни у юношей и девушек по эмоциональному, познавательному и практическому фактору, а также по уровню отношения к своему здоровью.
Юноши менее чувствительны к потребностям своего организма и заботу о здоровье чаще считают необходимостью. Они не готовы воспринимать поступающую от других людей информацию о здоровье и не стремятся проявлять активности в ее поиске, так же их мало интересует забота о здоровье, организованная другими людьми.
Эмоциональное, познавательное и практическое отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни у девушек сформировано на среднем уровне.
И юноши, и девушки не стремятся создавать вокруг себя здоровую среду, пропагандируя здоровый образ жизни и
различные средства оздоровления организма. Они считают заботу о здоровье личным делом каждого.
У юношей хуже, чем у девушек сформировано отношение к здоровью, поэтому у них выше риск ведения нездорового образа жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в студенческом возрасте сложнее менять уже сформировавшиеся личностные установки, поэтому ответственное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни необходимо формировать у детей в более раннем возрасте и в большей степени у мальчиков, чем у девочек.