ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ
У ОТЦОВ И МАТЕРЕЙ
Цель исследования: Выявление видов стратегий родительского воспитания у отцов и матерей, их различий и совпадений.
Объект исследования: Стратегии родительского воспитания.
Предмет исследования: Особенности стратегий родительского воспитания у отцов и матерей.
Гипотеза: в ходе исследования особенностей стратегий воспитания предполагается что стратегии родительского воспитания у отцов и матерей различаются – у матерей преобладает гиперопекающий стиль, у отцов более авторитарный/отстраненный стиль.
Пояснительная записка
Традиционно семья считается главным институтом воспитания ребенка. Именно в семье ребенок проводит большую часть времени, именно близкие взрослые имеют на него наибольшую степень влияния, и закладывают основы формирования личности ребенка. Влияние семейного воспитания может быть, как положительным, так и отрицательным для эмоционально-волевой сферы ребенка. Немалую роль в этом играют стратегии семейного воспитания. Под стратегиями семейного воспитания понимают систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов по отношению к нему, особенности восприятия и понимания характера, личности ребенка и его поступков.
Задачи исследования:
1. Выявить преобладающие стратегии родительского воспитания.
2. Определить особенности стратегий воспитания у отцов и матерей.
Методический инструментарий:
1. Опросник АСВ («Анализ семейных взаимоотношений») Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, для родителей детей в возрасте 3-10 лет и 11-21 года.
2. Тест-опросник родительского отношения к детям А.Я. Варга, В.В. Столин.
3. Первичные данные исследования подвергались математико-статистической обработке в программе Excel.
Количество испытуемых: 192 родителя (96 мам и 96 пап) в возрасте от 25 до 52 лет.
Полученные результаты:
По методике АСВ проанализированы ответы 96 мам и 96 пап.
В таблице 1 представлено количество и процент по стратегиям родительского воспитания. На рисунке 1 – наглядно профиль выраженности стратегий воспитания у мам и пап.
Рисунок 1. Сравнения профилей выраженности стратегий воспитания у мам и пап
Профили стратегий родительского воспитания у мам и пап в целом схожи, максимальные и минимальные значения совпадают за исключением показателя «Потворствующая гиперпротекция» (Г+), выявлено что у мам данная стратегия проявляются в три раза чаще, чем у пап.
Также у мам в 1,5 раза больше, чем у пап выражены стратегии «Воспитательная неуверенность родителя» (ВН) и «Недостаточность требований-обязанностей ребенка» (Т-).
У родителей обоих полов особенно выражены такие воспитательные стратегии как «Недостаточность требований-запретов к ребенку» (З-) и «Минимальность санкций» (С-).
Минимально выражены стратегии «Неразвитость родительских чувств» (РРЧ), «Фобия утраты ребенка» (ФУ), «Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания» (ВК), «Игнорирование потребностей ребенка» (У-) и «Чрезмерность требований-обязанностей» (Т+).
Среди опрошенных родителей 53 пары – родители мальчиков, 43 пары – родители девочек.
На рисунках 2, 3 представлены сравнительные проценты стилей воспитания мам и пап по отношению к мальчикам и к девочкам.
Рисунок 2. Сравнения профилей выраженности стратегий воспитания
у мам по отношению к мальчикам и девочкам
Рисунок 3. Сравнения профилей выраженности стратегий воспитания
у пап по отношению к мальчикам и девочкам
Из рисунков видно, что у обоих родителей мальчиков чаще, чем у родителей девочек, проявляется «Гипопротекция» (Г-), «Чрезмерность требований-обязанностей» (Т+), «Чрезмерность санкций» (С+), «Фобия утраты ребенка» (ФУ).
У мам мальчиков чаще, чем у мам девочек, проявляется «Потворствование» (У+) и «Чрезмерность требований-запретов» (З+). У мам девочек чаще, чем у мам мальчиков, проявляется «Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания» (ВК) и «Предпочтение мужских качеств» (ПМК).
У пап девочек чаще, чем у пап мальчиков проявляется «Расширение сферы родительских чувств» (РРЧ). А у пап мальчиков, чаще, чем у пап девочек проявляется «Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств» (ПНК).
Тест-опросник Варга-Столина заполнили 78 мам и 66 пап. Распределения родительского отношения к детям по уровням представлены на рисунках 4, 5.
Рисунок 4. Распределение мамы
Рисунок 5. Распределение папы
Среди мам (71%) чаще, чем среди пап (53%), встречается высокий уровень кооперации с ребенком.
У пап (23%) чаще, чем у мам (4%) встречается высокий уровень контроля (авторитарной гиперсоциализации).
ВЫВОДЫ:
1. У родителей обоих полов выражены такие воспитательные стратегии как «Недостаточность требований-запретов к ребенку» (47% у мам и 33% у пап) и «Минимальность санкций» (46% у мам и 56% у пап). Минимально выражены, менее 6 %, следующие воспитательные стратегии: «Неразвитость родительских чувств», «Фобия утраты ребенка», «Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания», «Игнорирование потребностей ребенка» и «Чрезмерность требований-обязанностей»
2. Профили стратегий родительского воспитания у мам и пап схожи. Исключения - показатель «Потворствующая гиперпротекция», у мам по этой шкале значения проявляются в три раза чаще, чем у пап, (38% у мам, 13% у пап), а также у мам выше в 1,5 раза больше, чем у пап выражена «Воспитательная неуверенность родителя» (10% у мам, 7% у пап) и «Недостаточность требований-обязанностей ребенка» (47% у мам, 33% у пап).
3. Среди мам чаще, чем среди пап, встречается высокий уровень кооперации с ребенком (71% у мам и 53% у пап). У пап чаще, чем у мам встречается высокий уровень авторитарной гиперсоциализации (23% у пап, 4% у мам).
Таким образом, наша гипотеза о том, что стратегии родительского воспитания у отцов и матерей различаются, в этом исследовании подтвердилась, у матерей преобладает гиперопекающий стиль, у отцов более авторитарный/отстраненный стиль родительского воспитания.
Приложение
Типы семейного воспитания
Уровень протекции в процессе воспитания – сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:
· гиперпротекция (чрезмерная, шкала Г+). Родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание стало центральным делом их жизни.
· гипопротекция (недостаточная, шкала Г–). Ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю не до него и ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
Степень удовлетворения потребностей ребенка – в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании:
· потворствование (шкала У+). Родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое его желание для них - закон. При этом родители бессознательно проецируют на детей свои раннее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.
· игнорирование потребностей ребенка (шкала У–). Недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще при этом страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.
Уровень требований к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:
· чрезмерность требований и обязанностей (шкала Т+). Это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики и непомерны, не соответствуют его возможностям и представляют риск психотравматизации.
· недостаточность требований-обязанностей (шкала Т–). Ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, что приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу.
· чрезмерность требований-запретов (шкала З+) Такой подход может лежать в основе типа негармоничного воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему представляют огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Родители страшатся любых проявлений самостоятельности ребенка и резко преувеличивают последствия, к которым может привести даже незначительное нарушение запретов.
· недостаточность требований-запретов (шкала З–). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.
· чрезмерность санкций (шкала С+). Тип воспитания «жестокое обращение». Для этих родителей характерны приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения.
· минимальность санкций (шкала С–). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения и сомневаются в результативности любых наказаний
· Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н). Резкая смена стиля приемов воспитания, представляющая собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Это способствует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера.
· Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Обуславливаемое нарушение воспитания – повышенная протекция (потворствующая или доминирующая). Чаще всего возникает, когда отношения между родителями нарушены: супруга нет – смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя. Нередко при этом мать, реже отец хотят, сами того не осознавая, чтобы ребенок стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, который в отличной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов, – потребность во взаимной исключительной привязанности, частично – эротические потребности. Появляется стремление отдать ребенку, чаще противоположного пола, «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям – ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью гиперпротекции, иногда осознаваемая ревность к подругам сына, придирки к ним.
· Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК). Обуславливаемое нарушение воспитания – потворствующая гиперпротекция. У родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать у них взросление таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток еще маленький. Страх взросления детей может быть связан с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье). Рассматривая ребенка как еще маленького, родители снижают свой уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.
· Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Обуславливаемое нарушение воспитания – потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителем и ребенком в пользу последнего. Родитель идет «на поводу» у ребенка, уступает ему даже в тех вопросах, в которых уступать по его же мнению нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал «слабое место» и добивается для себя минимум требований – максимум прав. Родители боятся упрямства и сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им. Часто ребенок бывает похож на их собственных родителей – требовательных, эгоистичных.
· Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Обуславливаемое нарушение воспитания – потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» - повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т.д. Один источник таких переживаний корениться в появлении ребенка на свет (долго ждали, родился болезненным). Другой – перенесенные ребенком тяжелые заболевания, формирующие страх утраты. Это заставляет родителей прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить их удовлетворить.
· Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обуславливаемое нарушение воспитания – гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Другой причиной могут быть личностные особенности самого родителя.
· Проекция на ребенка собственных не желаемых качеств (шкала ПНК). Обуславливаемое нарушение воспитания – эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Родитель видит в ребенке те черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Борьба с не желаемым качеством в ком-то другом помогает родителю верить, что у него такого качества нет.
· Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). Обуславливаемое нарушение воспитания – противоречивый тип воспитания – соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка».
· Сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка (шкала ПЖК – предпочтение женских качеств, шкала ПМК – предпочтение мужских качеств). Обуславливаемое нарушение воспитания – потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Нередко отношение к ребенку обуславливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу. Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое непринятие ребенка мужского пола, мужские качества осуждаются, женские поддерживаются.
· «Принятие-отвержение» – шкала отражает эмоциональное интегральное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравиться ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремиться проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
· «Кооперация» – социально-желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка. Испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
· «Симбиоз» – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремиться к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автоматизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
· «Авторитарная гиперсоциализация» (Контроль) – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка строго наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
· «Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.