ОПАСНЫЕ СЛОВА
«Посмотри на себя, опять ты вся грязная! Ох, глаза бы мои тебя не видели», - сокрушается молодая женщина, которая тащит за руку девочку лет пяти увлеченно разглядывающую здоровенного паука у себя на руке.
За этим пауком она и полезла через клумбу, в которую успешно упала, потому что зацепилась ногой о камень. Плюхнувшись в клумбу, подставила свой маленький пальчик, и паук сам забрался по нему в ладошку и притих.
- Вот здорово! Сейчас придет мама, и я ей покажу своего нового друга, - подумала девочка, - еще цветок ей подарю, вдруг ей не понравится паук.
В этот момент из-за угла появляется мама, у нее округляются глаза, и открывается рот.
Что происходит дальше, мы уже знаем: мама не рада, ей нет дела даже до цветка, который так старательно выбирала ей дочь. Все что она видит – это грязная одежда. Дочь же всеми силами старается не выронить паучка из руки и обратить внимание мамы на прекрасный цветок, который был выдернут из клумбы вместе с корнем и теперь задевает чистую белую сумку, любимую мамину сумку.
На все старания ребенка привлечь внимание к чему-либо кроме факта, что она в грязной одежде у мамы идет одна реакция – еще больше критики, припоминания того, что было полгода назад, сокрушения, что ее никто не ценит и не любит, как она устала, боже, за что…..
Давайте подумаем о том, как чувствует себя девочка в эти моменты: она, скорее всего, расстроена, потому что так старалась сделать маме приятное, а тут такой поворот. Также девочка, скорее всего, не до конца понимает, почему нельзя дарить маме цветы и показывать пауков (тут, конечно, нужно сделать сноску: если мама уже подавила всякий интерес ребенка к познанию мира, девочка в очередной раз получит подкрепление того, что исследовать новое - НЕЛЬЗЯ).
Согласитесь, не самая лучшая ситуация. Теперь давайте подумаем о том, какие еще варианты реакции мамы могли бы быть:
1. Увидев свою дочь, пусть даже в грязной одежде, сначала спросить у нее, чем она занимается, проявить интерес, наверняка такой хороший ребенок как у нее просто так в грязи валяться не будет.
2. Рассмеяться, увидев своего ребенка чумазым и с пауком в руках, сфотографировать ее и рассказать веселую сказку про паучков.
3. Принять подарок, обнять ребенка, стать грязной самой (тут у некоторых мам может подняться давление*), рассказать про пауков и почему не стоит брать их в руки.
Вариантов, на самом деле много, главное, чтобы ни один из них не включал в себя крик. Крик от злости ничего ребенку не докажет, а испугавшись можно передать ребенку свой безосновательный страх. Ведь у нас в России, практически нет ядовитых пауков, и уж точно они не будут сидеть в центре города на клумбе.
Каждым словом и делом мы передаем нашим детям информацию о внешнем мире. И, как это часто бывает, не всегда идет верный посыл. В описанном выше случае мы видим примеры того, как можно постепенно свести интерес ребенка к окружающему миру на нет. Еще пара-тройка таких криков от мамы в различных ситуациях, которые ее не устраивают и девочка будет тихо сидеть на лавочке и разглядывать играющих детей, не потому что ей не хочется играть, а потому что таким поведением она порадует маму и не будет слушать ее крики.
Нужны ли нам «удобные» дети?
Михайлова Ольга Юрьевна
Социальный педагог МБУ Центр "Радуга"