ОНИ ПОХОЖИ, НО ТАКИЕ РАЗНЫЕ!
Можно часто слышать от родителей такие фразы: «Вот один мой ребёнок такой спокойный, добросовестный, внимательный, а другой – его полная противоположность. Я могу найти подход к старшей дочери, а с младшей постоянная война».
Многие родители невольно сравнивают своих детей между собой и удивляются почему с одним просто, а с другим нет? Они задаются вопросом: а что не так?
Одна из причин – это темперамент. В одной семье один ребёнок может быть с сангвино-флегматическим темпераментом, а второй в большей части холериком, с первым родителям проще, а со вторым возникают трудности.
Так что же такое «темперамент»? Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определённой возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности. Иначе говоря, темперамент – это врождённое свойство, которое напрямую зависит от того, как работает нервная система.
Выделяют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Но в чистом виде темпераменты не встречаются. Поэтому мы говорим о смешанном типе темперамента, например, сангвино-холерический и др.
Что же делать родителям, если один ребёнок спокойный, усидчивый, а второй – его полная противоположность?
Главное, что им нужно понять – это то, что плохих темпераментов нет. В таких ситуациях родителям необходимо искать к каждому ребёнку свой подход, акцентируя внимание на положительных сторонах, и работать с отрицательными.
Что можно делать с детьми различных темпераментов?
Ребёнок, у которого преобладает сангвинический темперамент, имеет сильную, стабильную нервную систему. Такие дети являются экстравертами, т. е. направлены на общение. Именно поэтому они коммуникабельны, активны, имеют, как правило, много друзей, хорошо относятся к переменам, быстро приспосабливаются к новым условиям. Такому ребёнку нужен контроль со стороны родителей. Это необходимо для формирования устойчивых интересов, создания прочных дружеских взаимоотношений и формирования мотивации, благодаря которой ребёнок будет стремиться делать работу хорошо и доводить дела до конца. Таким детям необходимо акцентировать внимание на плохо сделанной работе и просить переделать. Необходимо общаться с ними на темы взаимоотношений, говорить о ценностях. Необходимо избегать частой смены деятельности, чтобы ребёнок учился углубляться в одну тему, а не «прыгал» по верхушкам.
Ребёнок с преобладающим холерическим темпераментом имеет сильную возбудимую нервную систему. Вы сразу узнаете такого ребёнка: он очень активный, эмоциональный, старается быть лидером, как со сверстниками, так и со взрослыми. Ни в коем случае таким детям нельзя запрещать проявлять активность, иначе вы получите эмоциональный взрыв. Им необходимо создавать условия конструктивной конкуренции, можно участвовать в командных играх. Также им нужно развивать усидчивость, например, заняться рисованием или лепкой. С такими детьми нужно говорить спокойно, но настойчиво, и учить их также конструктивному общению, просить изменить требование на просьбу, крик – на умеренный тон. Таким детям обязательно нужен чёткий распорядок дня, а также никакой активности за два часа перед сном, иначе ребёнок не сможет успокоиться и заснуть.
Ребёнок с сильно выраженным флегматическим темпераментом имеет сильную и малоподвижную нервную систему, что может выражаться в медлительности. Вы ушли в магазин, ребёнок начал играть в кубики, когда спустя час вы вернулись, он всё играет в те же кубики. Такие дети спокойны, обладают хорошей усидчивостью, у них нет, как правило, проблем с мотивацией. Главная задача родителю флегматика – это вносить разнообразие в жизнь ребёнка, предлагать новую деятельность, посетить новые места и т. д. Также помните, что такие дети очень чувствительны, крики будут оказывать на них обратное действие. Если вы в грубой форме будете торопить ребёнка, то он, не по своей вине, будет делать это ещё медленнее. Необходимо маленького флегматика заранее предупреждать о смене деятельности или переменах в жизни. Также таким детям нужен спорт, например, хорошо подойдёт плавание.
Ребёнок со слабой нервной системой – меланхолик. Слабость проявляется в сильной впечатлительности, сильных переживаниях. Такие дети, чаще всего, являются интровертами, т. е. имеют богатый внутренний мир. Таких детей не встретишь в шумной компании или борющимися за мяч во дворе. Они с удовольствием отдадут своё предпочтение интересной книге или созерцанию прекрасного заката в тихом месте. Такие дети интересные собеседники в личном общении, но не ораторы. С меланхоликами родители должны проявлять мягкость, чуткость, необходимо стараться понять такого ребёнка и оказывать ему поддержку. Не стоит меланхолика «толкать» в шумный мир, но разнообразие вносить нужно, чтобы он постепенно привыкал к новому. Обязательно разговаривайте с ребёнком, привлекайте его к совместной с вами деятельности, подключите занятия спортом.
Вот, пожалуй, основные рекомендации по тому, как можно взаимодействовать с вашими такими разными детьми. Помните, что темперамент вы поменять не сможете, вы можете под него подстроиться, принять ребёнка таким, какой он есть, и улучшить ваши взаимоотношения!
Шевченко Елена Александровна
педагог-психолог