«Мне здесь не рады». Адаптация молодого специалиста в коллективе
Студенты-выпускники, впервые начав работать, сталкиваются с рядом проблем. И это не случайно, с выходом на работу кардинально трансформируется вся их жизнь: распорядок дня, характер деятельности, круг общения. А от того, насколько успешно складывается ситуация на работе зависит психологическое состояние человека, развитие его личности.Процесс адаптации является одним из важнейших испытаний для тех, кто впервые устраивается на работу. Адаптационный период каждый переживает по-разному: кто-то легко включается в новую деятельность, кто-то ощущает большое напряжение. Успешность прохождения адаптационного периода зависит от многих факторов: от психологических особенностей личности, от отношения новых коллег, от условий труда, интенсивности нагрузок и других.
Анализируя процесс адаптации молодого специалиста, можно выделить 4 этапа:
- Первый этап относится ко времени обучения студентов на старших курсах. На данном этапе факторами влияния могут быть социокультурная среда учебного заведения и внешняя профессиональная среда. Одним из критериев оценки адаптации студентов к последующей трудовой деятельности может служить определение наличия или отсутствия противоречий в понимании того, что хочет получить молодой специалист в процессе последующей трудовой деятельности и его реальными возможностями. Показателем успешной адаптации выпускников к профессиональной среде может быть количественный показатель молодых специалистов, устроившихся работать по специальности.
- Второй этап адаптации молодых специалистов происходит на первом году работы в организации. В это время происходит первичная интеграция специалиста в организационную среду компании. Показателями положительной адаптации на данном этапе являются принятие молодым специалистом культурных норм и ценностей организации, восприятия себя как части коллектива, принятие социальной роли, соответствующей его статусу.
- Третий этап адаптации характеризуется формированием защитных поведенческих реакций для устранения конфликтных ситуаций, возникающих при трудовой деятельности. Временной промежуток третьего этапа соответствует второму году работы молодого специалиста в организации. На данном этапе растет профессиональное мастерство молодого специалиста, увеличивается социальный опыт взаимодействия в коллективе, идет формирование квалифицированного специалиста.
- Четвертый этап адаптации к социально-профессиональной деятельности (третий год работы в организации) предполагает свободное владение профессией - компетентность и мастерство. Происходит отождествление личных целей сотрудника с целями организации.
При этом на каждом этапе у сотрудников формируются новые навыки и знания, способствующие их дальнейшему развитию в качестве профессионалов, происходит интериоризация трудовой среды.
В целом, об успехе адаптации молодого специалиста можно судить на основании ряда показателей:
- завершение ориентировочного этапа и этапа знакомства с рабочей ситуацией;
- овладение своей профессиональной ролью;
- показатели труда специалиста устраивают его непосредственных руководителей;
- поведение специалиста соответствует правилам внутреннего трудового распорядка;
- у специалиста выражено желание совершенствоваться в профессии, и он связывает свое будущее с данной работой;
- специалист удовлетворен выполняемой работой;
- успех в работе связан с ощущением жизненного успеха.
Это лишь малая часть показателей успешной адаптации. Разумеется, у каждого молодого специалиста они могут, и должны быть индивидуальны. Если Вы чувствуете какое-либо напряжение или понимаете, что процесс адаптации проходит трудно, лучше прийти к психологу. Психолог всегда готов помочь Вам в решении жизненных задач.
Если посетить психолога у Вас не получается, то всегда можно обратиться за помощью в службу экстренной психологической помощи «Телефон Доверия» по номеру 204-90-95, где психологи работают каждый день с 14.00 до 8.00. Не бойтесь заявлять о своих проблемах и просить помощи в их решении.
Лопухов Дмитрий Александрович
педагог-психолог
первой квалификационной категории,
МБУ Центр «Радуга»