Меню Заказать звонок

Кто такие «Мямлики»

Среди важных проблем для многих современных семей является - поведение детей-дошколят. Если ребенок сверхподвижен или, наоборот, медлителен до невозможности? В этих случаях возникают дополнительные трудности общения с малышом. Золотая середина, к сожалению, в современном мире встречается редко, особенно с учетом ускорения темпа во всех сферах жизни.

«Мямлик», - малыш, делающий все медленно, его часто приходится торопить, иногда кажется, что он делает так назло нам родителям и воспитателям. Как помочь родителям и другим взрослым, взаимодействующим с ребенком, лучше понять почему ребенок такой, и что с ним делать?

В дошкольном возрасте медлительные дети не вызывают особой реакции взрослых. Все списывается на возраст: подрастет - научится, будет быстрее. Но идет время, а ничего не меняется, ребенок остается все таким же «Черепашонком». В домашних условиях медлительность проявляется, когда нужно быстро собраться на прогулку, убрать игрушки и родителям порой кажется, что ребенок назло испытывает их терпение. Но самые большие сложности у таких деток начинаются, когда они попадают в коллектив - вначале в детском саду, затем в школе - есть общие правила, общие занятия, игры, подчиненные примерно одному темпу. И по сравнению с другими детьми сразу же выделяется «Мямлик» со своей неторопливостью. Из-за медлительности такие малыши не могут выполнить определенное задание за время, в которое обычно все другие дети легко укладываются.

Причин медлительности может быть множество:

• Тип нервной системы (флегматик).

• Воспитание чаще всего у таких детей энергичные, быстрые мамы и папы.

Там, где мама или папа чрезмерно властны и нетерпеливы, ребенок, не справляясь с предъявляемыми к нему требованиями, «обучается» быть более медленным, как бы уходя в своеобразную конфронтацию. Становясь медленным, ребенок пытается отстоять, таким образом свои права, вызывая у родителей еще больше раздражения, но как сделать по-другому малыш просто не знает.

• Нарушение произвольного внимания.

• Повышенная тревожность ребенка по самым разным причинам: пережитый стресс, боязнь сделать ошибку.

• Когда ребенок озабочен другой проблемой и его мысли все вертятся вокруг нее (конфликт в семье, какая-то идея самого ребенка, которая его отвлекает от окружающего мира).

Каковы особенности медлительных детей?

1.    Низкая подвижность нервных процессов, скорость действий в 1,5 - 2 раза ниже - это и определяет оптимальный для них темп любой деятельности и, главное, если неправильно взаимодействовать с таким ребенком, то есть большая вероятность невротизации.

2.    Наличие латентного периода – время от сигнала «Делай» до начала действия, у медлительных детей оно в 2,5-3 раза больше, чем у остальных. С возрастом эти показатели постепенно совершенствуются, особенно при адекватном воспитании.

3.    Трудность переключения на новый вид деятельности. На поверхностный взгляд эта трудность переключения, невозможность поспеть за быстро меняющимися заданиями, сменой деятельности, может показаться просто равнодушием - ребенок словно не реагирует. В действительности же новое задание может прийтись на то время, когда продолжается решение предыдущего задания

4.    При ускорении темпа происходит снижение количества усваиваемой информации! Медлительные дети реагируют на нагрузку не увеличением, а дальнейшим уменьшением количества усваиваемой информации.

Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов, накладывают отпечаток и на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе. 

И так, индивидуальный темп деятельности ребенка определяется в основном врожденными особенностями его нервной системы. Однако в него могут внести свой вклад некоторые другие факторы и обстоятельства: воспитание, условия роста и развития, состояние здоровья. Повлиять на все факторы – нельзя, но можно, соблюдая определенные рекомендации значительно улучшить жизнь малыша.

Особое значение имеет влияние воспитательных воздействий в тех случаях, когда малая подвижность нервных процессов проявляется как природная черта. Такие дети «удобны», они не вызывают беспокойства, предпочитают беготне спокойные сидячие игры. Но из-за медлительности они с детского сада могут сторониться сверстников, избегать групповых игр. Задача взрослых не исключать такого ребенка из игр, а наоборот, постепенно включать и поддерживать такого ребенка.
Взрослым необходимо приучить себя к мысли: оттого, что ребенок медлительный - это не значит, что он плохой, вредный, а он просто немного другой.

Медлительные дети нуждаются в помощи. Наиболее эффективна такая помощь в возрасте от 4 до 6 лет. Это обусловлено особенностями развития нервной системы у детей в этом возрасте.

Как помочь медлительному ребенку?

• Обязательно должен быть режим дня, но в случае с медлительным ребенком необходимо предусматривать такие моменты, как чуть больше запас времени (например, для того, чтобы вовремя куда-то прийти).

• Режим дня можно красочно оформить на бумаге, сделать его в нескольких экземплярах. Как только ребенок научится соблюдать расписание своего дня, ему уже станет легче справляться с повседневными делами.

• Медлительного ребенка не надо торопить, одергивать, да и самому полезно вести себя спокойнее.

• Привлекайте детей к домашним делам.

• В возрасте 4 лет ребенка можно потихонечку знакомить с часами, для того, чтобы он постепенно приучался сам контролировать свое время

• Включите в жизнь ребенка игры, которые помогут ему справиться с медлительностью. Важно делать что-то вместе с ребенком, соревнуясь, но при этом сначала заинтересовать игрой и не увлекаться ролью «победителя».

• Выполняйте вместе с ребенком упражнения, тренирующие двигательные реакции: чередование медленного и быстрого темпа. Необходимо знать: тренировка с помощью постепенно ускоряющихся движений мало успешна; предельные скорости приводят к утомлению. Наиболее успешна работа с использованием прием «медленно-быстро». На начально этапе не стоит играть в «Кто быстрее?»

Родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность?

Нет, у детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Главное – помнить: торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно, но и вредно - так создаются условия для возникновения невроза. При слове «Быстрее!» дети начинают суетиться, громче или тише считать - а скорость остается той же! Если взрослые будут учитывать особенности такого ребенка и, главное, дадут ему возможность работать в оптимальном (для него!) темпе, качество и точность такой работы могут быть очень высокими!
    

Будете последовательны и настойчивы в своем стремлении помочь своему ребенку, будете регулярно заниматься с ним, то ребенок к 6-7 годам будет готов влиться в социум без особых проблем.

 

Воскобойникова Оксана Сергеевна

Педагог-психолог

МБУ Центр «Радуга»

 


Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок