Меню Заказать звонок

Коммуникативная компетентность как фактор успешной адаптации студентов

 

Цель исследования: определение уровня коммуникативной компетентности как фактора, влияющего на адаптацию студентов I-го курса к учебе и группе.

Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга».

Заказчик (запрос): ссузы Советского района.

Время проведения: Исследование проводилось в ГБПОУ НПК Советского района города Новосибирска в 2019 году.

Объект исследования: адаптация студентов I курса к учебному процессу и группе.

Предмет исследования: уровень коммуникативной компетентности.

Пояснительная записка: Проблема адаптации студентов I курса к обучению в ссузе достаточна актуальна. После поступления в средне-специальное учебное заведение выпускники школ встречаются с необходимостью адаптироваться к новой культурно-образовательной среде.

     Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и изменения индивида к новым условиям существования.

     Результатом адаптации можно рассматривать – адаптированность.  Адаптированность студентов включает в себя ряд особенностей в поведении и деятельности. Основными из них являются:

1.     Принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, что ведет к соответствующим изменениям в поведении.

2.     Принятие новой роли студента, в которую включена профессиональная составляющая учебного процесса.

3.     Умение использовать имеющиеся условия учебного заведения для успешной реализации профессиональных стремлений и целей.

4.     Личностная включенность в групповые процессы, способствующая эффективной коммуникации между студентами.

    Успешность адаптации включает в себя актуализацию резервных возможностей студентов, их готовность к преодолению трудностей, которые возникают в процессе обучения. В психологической адаптации студентов в средне-специальных и высших учебных заведениях различают:

1.     Адаптацию к условиям учебной деятельности: приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни;

2.     Адаптацию к группе: включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций;

3.     Адаптацию к будущей профессии: усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств. 

     Если адаптация к будущей профессии преимущественно приходится на старшие курсы, то адаптация к учебной деятельности и к группе должна завершиться в течении первых 2-6 месяцев обучения в учебном учреждении, иначе с большой вероятностью могут возникнуть затруднения в актуализации познавательных и личностных ресурсов студентов.

     Коммуникативная компетентность – одна из важных характеристик личности, позволяющая реализовать потребности личности в социальном признании, уважении и помогающая процессу социализации. Под коммуникативной компетентностью понимает способность устанавливать необходимые контакты с другими людьми. В состав коммуникативной компетентности включают некоторую совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса для достижения коммуникативных целей. Таким образом, коммуникативная компетентность включает в себя систему коммуникативных действий, основанных на знаниях об общении и позволяющие ориентироваться в межличностном пространстве и одним из звеньев успешной коммуникации является умение слушать собеседника.

     Проблема адаптации молодежи в ссузах актуальна в настоящее время в связи с высоким уровнем миграции населения. В российских учебных заведениях получают образование молодые люди из других городов, автономных республик, для некоторых из них русский язык не является родным; для таких студентов новыми являются и характер общения, и культура отношений. Выпускники сельских школ, которые привыкли к другому укладу жизни, могут также испытывать трудности в адаптации к новой для себя среде. Трудности адаптации могут обусловливаться и личностно-индивидуальными особенностями молодых людей. 

Задачи исследования:

1.  Измерить уровень адаптации студенческой молодежи к учебному процессу и группе в условиях обучения ссуза.

2.  Исследовать коммуникативное умение студентов: слушать собеседника. 


Методический инструментарий:

1.  Тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелина

2.  Методика «Адаптированность студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкой


Количество испытуемых: 109 человек от 15 до 18 лет, из них девушек 22, юношей – 87.

 

Полученные результаты:

 

1. Адаптация к учебному процессу:

 59% испытуемых имеет высокий уровень;

 36% – средний уровень

 3% – низкий уровень

 2% – очень низкий уровень (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Уровень адаптации студентов к учебному процессу

 

Таким образом, большинство испытуемых имеют высокий уровень адаптации к учебному процессу.  Такой высокий уровень адаптации к группе может быть связан с тем, что большая часть молодых людей являются городскими жителями – 61%, из области приехали учиться – 27% и из другого города – 12% (рисунок 2).

    

Рисунок 2. Место проживания студентов до поступления в ссуз

 

2. Адаптация учащихся к группе:

    53% испытуемых имеют высокий уровень адаптации к группе;

    28% – средний уровень;

    15% – низкий уровень;

    4% – очень низкий уровень (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Уровень адаптации к группе

 

Можно отметить, что адаптироваться к группе студентам сложнее, чем к учебе: 47%  студентов имеют проблемы с адаптацией.

Возможно для адаптации в группе у молодых людей недостаточно развиты коммуникативные умения и навыки, что подтверждает следующая диаграмма (рисунок 4).

 

19% – испытуемых имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков;

55% – средний уровень;

24% – ниже среднего;

2% –  низкий уровень.

 

Рисунок 4. Уровень развития коммуникативных навыков

 

Таким образом, у 81% испытуемых необходимо повышать коммуникативную компетентность.

 

ВЫВОДЫ:   

1.     По данным исследования: 59% испытуемых имеет высокий уровень адаптации к учебному процессу.

2.     47% испытуемых имеют проблемы с адаптацией к группе. Возможно для адаптации в группе у молодых людей недостаточно развиты коммуникативные умения и навыки, так как 81% испытуемым необходимо повышать коммуникативную компетентность.

 

Таким образом, вопрос адаптации молодежи к учебному процессу и к группе остается актуальным и в настоящее время. В средних специальных учебных заведениях важно организовывать работу психологической службы, направленной на своевременную диагностику студентов с трудностями в адаптации, что позволит начать оказывать им адресную психолого-педагогическую помощь и поддержку.

Необходимо проводить в учебном заведении мероприятия, направленные на повышение коммуникативной компетенции, что включает в себя повышение уровня   коммуникативной компетентности, а именно, организацию коммуникативных тренинговых занятий, совместный досуг студентов, привлечение молодежи к общественно-значимым социальным проектам. Умение эффективно устанавливать контакты с другими людьми, знание и владение нормами общения, применение знаний о процессе коммуникации будут способствовать более быстрой и комфортной адаптации студентов I-го курса к учебному заведению.

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок