Коммуникативная компетентность как фактор успешной адаптации студентов
Цель исследования: определение уровня коммуникативной компетентности как фактора, влияющего на адаптацию студентов I-го курса к учебе и группе.
Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга».
Заказчик (запрос): ссузы Советского района.
Время проведения: Исследование проводилось в ГБПОУ НПК Советского района города Новосибирска в 2019 году.
Объект исследования: адаптация студентов I курса к учебному процессу и группе.
Предмет исследования: уровень коммуникативной компетентности.
Пояснительная записка: Проблема адаптации студентов I курса к обучению в ссузе достаточна актуальна. После поступления в средне-специальное учебное заведение выпускники школ встречаются с необходимостью адаптироваться к новой культурно-образовательной среде.
Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и изменения индивида к новым условиям существования.
Результатом адаптации можно рассматривать – адаптированность. Адаптированность студентов включает в себя ряд особенностей в поведении и деятельности. Основными из них являются:
1. Принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, что ведет к соответствующим изменениям в поведении.
2. Принятие новой роли студента, в которую включена профессиональная составляющая учебного процесса.
3. Умение использовать имеющиеся условия учебного заведения для успешной реализации профессиональных стремлений и целей.
4. Личностная включенность в групповые процессы, способствующая эффективной коммуникации между студентами.
Успешность адаптации включает в себя актуализацию резервных возможностей студентов, их готовность к преодолению трудностей, которые возникают в процессе обучения. В психологической адаптации студентов в средне-специальных и высших учебных заведениях различают:
1. Адаптацию к условиям учебной деятельности: приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни;
2. Адаптацию к группе: включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций;
3. Адаптацию к будущей профессии: усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств.
Если адаптация к будущей профессии преимущественно приходится на старшие курсы, то адаптация к учебной деятельности и к группе должна завершиться в течении первых 2-6 месяцев обучения в учебном учреждении, иначе с большой вероятностью могут возникнуть затруднения в актуализации познавательных и личностных ресурсов студентов.
Коммуникативная компетентность – одна из важных характеристик личности, позволяющая реализовать потребности личности в социальном признании, уважении и помогающая процессу социализации. Под коммуникативной компетентностью понимает способность устанавливать необходимые контакты с другими людьми. В состав коммуникативной компетентности включают некоторую совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса для достижения коммуникативных целей. Таким образом, коммуникативная компетентность включает в себя систему коммуникативных действий, основанных на знаниях об общении и позволяющие ориентироваться в межличностном пространстве и одним из звеньев успешной коммуникации является умение слушать собеседника.
Проблема адаптации молодежи в ссузах актуальна в настоящее время в связи с высоким уровнем миграции населения. В российских учебных заведениях получают образование молодые люди из других городов, автономных республик, для некоторых из них русский язык не является родным; для таких студентов новыми являются и характер общения, и культура отношений. Выпускники сельских школ, которые привыкли к другому укладу жизни, могут также испытывать трудности в адаптации к новой для себя среде. Трудности адаптации могут обусловливаться и личностно-индивидуальными особенностями молодых людей.
Задачи исследования:
1. Измерить уровень адаптации студенческой молодежи к учебному процессу и группе в условиях обучения ссуза.
2. Исследовать коммуникативное умение студентов: слушать собеседника.
Методический инструментарий:
1. Тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелина
2. Методика «Адаптированность студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкой
Количество испытуемых: 109 человек от 15 до 18 лет, из них девушек 22, юношей – 87.
Полученные результаты:
1. Адаптация к учебному процессу:
59% испытуемых имеет высокий уровень;
36% – средний уровень
3% – низкий уровень
2% – очень низкий уровень (рисунок 1).
Рисунок 1. Уровень адаптации студентов к учебному процессу
Таким образом, большинство испытуемых имеют высокий уровень адаптации к учебному процессу. Такой высокий уровень адаптации к группе может быть связан с тем, что большая часть молодых людей являются городскими жителями – 61%, из области приехали учиться – 27% и из другого города – 12% (рисунок 2).
Рисунок 2. Место проживания студентов до поступления в ссуз
2. Адаптация учащихся к группе:
53% испытуемых имеют высокий уровень адаптации к группе;
28% – средний уровень;
15% – низкий уровень;
4% – очень низкий уровень (рисунок 3).
Рисунок 3. Уровень адаптации к группе
Можно отметить, что адаптироваться к группе студентам сложнее, чем к учебе: 47% студентов имеют проблемы с адаптацией.
Возможно для адаптации в группе у молодых людей недостаточно развиты коммуникативные умения и навыки, что подтверждает следующая диаграмма (рисунок 4).
19% – испытуемых имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков;
55% – средний уровень;
24% – ниже среднего;
2% – низкий уровень.
Рисунок 4. Уровень развития коммуникативных навыков
Таким образом, у 81% испытуемых необходимо повышать коммуникативную компетентность.
ВЫВОДЫ:
1. По данным исследования: 59% испытуемых имеет высокий уровень адаптации к учебному процессу.
2. 47% испытуемых имеют проблемы с адаптацией к группе. Возможно для адаптации в группе у молодых людей недостаточно развиты коммуникативные умения и навыки, так как 81% испытуемым необходимо повышать коммуникативную компетентность.
Таким образом, вопрос адаптации молодежи к учебному процессу и к группе остается актуальным и в настоящее время. В средних специальных учебных заведениях важно организовывать работу психологической службы, направленной на своевременную диагностику студентов с трудностями в адаптации, что позволит начать оказывать им адресную психолого-педагогическую помощь и поддержку.
Необходимо проводить в учебном заведении мероприятия, направленные на повышение коммуникативной компетенции, что включает в себя повышение уровня коммуникативной компетентности, а именно, организацию коммуникативных тренинговых занятий, совместный досуг студентов, привлечение молодежи к общественно-значимым социальным проектам. Умение эффективно устанавливать контакты с другими людьми, знание и владение нормами общения, применение знаний о процессе коммуникации будут способствовать более быстрой и комфортной адаптации студентов I-го курса к учебному заведению.