Как помочь гиперактивному ребенку
Существует много разных взглядов на причины и лечение гиперактивного ребенка. Согласие, наверное, есть только в том, как проявляется такое поведение: ребенок постоянно находится в движении, кажется, что внутри у него бесперебойный «моторчик», он часто отвлекается, не доделывает начатое, недослушивает ответы на вопросы, импульсивен, не умеет сдерживать свои агрессивные чувства.
Родители начинают приходить с такими детьми к разным специалистам (неврологу, психологу) в момент выхода в социум: чаще всего это детский сад, с жалобами на неуправляемость в поведении своего ребенка.
Если вернуться к истории возникновения термина «гиперактивный ребенок», то еще в середине XIX века немецкий врач Генрих Хоффман впервые описал такого сверхподвижного ребенка и дал ему прозвище «Непоседа Фил». И только с середины ХХ века врачи начали выделять это состояние, как патологию и сначала назвали его «минимальная мозговая дисфункция». И в 80-х годах ХХ века гиперактивность стали рассматривать уже, как отдельное заболевание, под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Стоит отметить, что хотя родителей и педагогов зачастую больше беспокоит внешнее проявление СДВГ – неконтролируемое поведение «этакий непоседа», но первично для СДВГ – нарушение внимания из-за замедленного или неравномерного созревания мозговых структур. В результате таких нарушений различные звуковые, зрительные, эмоциональные стимулы становятся избыточными и проявляются у ребенка беспокойством, раздражительностью повышенной двигательной активностью. Малышу трудно сконцентрировать и удерживать внимание из-за того, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать обычное количество для здоровых детей внешних стимулов. Возникает такое нарушение в силу совокупности разных причин: генетической предрасположенности, гипоксии во время беременности и родов, заболевания матери, недоношенность. В настоящее время в популяции СДВГ страдают по данным разных исследователей от 2 до 18 % малышей, последнее время отмечается даже тенденция к гипердиагностике СДВГ.
СДВГ начинает проявляется в возрасте 2-4 года повышенной двигательной активностью и невнимательностью ребенка. Рассмотрим, на что нужно, обратить внимание родителям, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам.
Основные проявления СДВГ у детей начиная с рождения и до 3 лет:
• беспокойный сон;
• избыточное количество движений у ребенка, при этом моторное развитие может немного отставать от возрастных норм;
• может быть, небольшое отставание в речевом развитии;
• отмечается повышенная чувствительность к громким звукам и другим внешним раздражителям;
• даже, если моторные навыки развиваются по возрасту, они зачастую отличаются от других детей некоторой неуклюжестью;
• мелкая моторика может страдать по причине слабой усидчивости ребенка.
Основные проявления СДВГ у детей с 3 до 4 лет:
• в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители считают его поведение нормальным, может только появляются сомнения, что что-то не так и не обращаются к врачу. Но, когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, родители начинают замечать, что их ребенок отличается от других детей и почему-то именно их малыш все время оказывается в гуще разных событий: драк, негативного внимания педагога, что, именно, их ребенок не может наладить дружеские отношения с другими детьми и это уже становится проблемой. Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы такого ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок. Как раз в это время родители впервые начинают обращаться за помощью к разным специалистам: неврологам, психоневрологам и психологам. И когда в результате обследования органическая патология исключена, то обычно ставится диагноз: СДВГ.
Основные проявления СДВГ у детей 5-6 лет:
• В этом возрасте, если не предпринималось никаких мер по выяснению: что же не так с моим ребенком; то, как правило, происходит резкое ухудшение состояния, связанное со все более возрастающей нагрузкой на психику ребенка (больше занятий в детском саду, где успешность зависит от уровня внимания и усидчивости), также этот возраст является критическим для созревания некоторых мозговых структур, ответственных за развитие произвольного внимания, памяти, активно идет развитие эмоциональной сферы. Для гиперактивного ребенка эта нагрузка оказывается непосильной, и он начинает отставать от сверстников. Внешне это проявляется раздражительностью, агрессией по отношению к окружающим. Родители начинают больше ругать, наказывать, но это только ухудшает положение дел. Поэтому важно, как только вы увидели такие сложности, обратиться к неврологу для исключения органической патологии у детей и возможно назначения лекарственных препаратов при необходимости, а также привести ребенка к психологу, который даст рекомендации, при выполнении которых можно значительно смягчить и помочь вашему ребенку скорректировать проявления СДВГ.
Основные рекомендации родителям детей, страдающих СДВГ следующие:
1. Спокойная психологическая обстановка в семье, и ваш ребенок не виноват, что он такой «живчик».
2. Четкий режим дня, в котором особенно важно прописать: режим сна и отдыха, прогулок и занятий. Для таких детей четкая структура помогает унять внутренний хаос.
3. Будьте последовательны и терпеливы, так вы показываете ребенку, что вы принимаете его таким, какой он есть и при этом ребенок будет вашим «зеркалом». Не удивляйтесь, если вы сами проявляете по отношению к нему агрессию, то ребенок ответит вам тем же.
4. Необходимо ограничить для малыша время, проводимое за экраном компьютера и телевизора, и время, когда ребенок смотрит мультики лучше сдвинуть подальше от вечера, чтобы не произошло перевозбуждение малыша перед сном.
5. В режим дня желательно включить подвижные занятия и игры, которые способствуют сбросу избыточной энергии ребенка.
6. Задания для ребенка старайтесь делить на несколько этапов, чтобы ребенок выполнял их постепенно и не забывайте похвалить малыша, когда он завершит начатое дело.
7. Для того чтобы ребенок легче социализировался, пропишите дома правила поведения в разных местах: дома в саду, на улице, следите за из выполнением, но помните запретов не должно быть слишком много.
8. Ребенку с СДВГ рекомендуется щадящий режим занятий, лучше в малых группах и время занятий в 6 лет не должно превышать 30 минут
9. Не торопитесь отдавать ребенка раньше времени в школу, одним из критерием готовности обучения ребенка в школе является его психологическая готовность, в которой включены такие компоненты как: умение подчиняться общим правилам и уровень развития произвольного внимания и памяти.
Важно отметить, что при правильном, адекватном воспитании и отношении к таким детям, в большинстве случаев в подростковом возрасте проявления гиперактивности значительно уменьшаются или исчезают полностью.
Воскобойникова Оксана Сергеевна
Педагог-психолог
МБУ Центр «Радуга