КАК ПОГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ ПРО ЭТО?..
Вокруг темы полового воспитания до сих пор идет много споров: нужно ли оно детям и если нужно, то с какого возраста его начинать вводить? Долгое время в России тема сексуальности была строго табуирована. Сейчас в обществе активно обсуждается необходимость введения в школах уроков нравственности, включающие и тему полового воспитания, и отношений между мужчиной и женщиной. Еще в 1991 году в России был проведен опрос населения на предмет необходимости введения уроков полового просвещения в школе, тогда за введение таких уроков высказалось 60 % населения страны. В 2014 году в нашей стране приняли Конвенцию о правах ребенка, в которой предусматривается введение полового просвещения в школах. Но до реализации этой программы в жизнь дело так и не дошло. Одной из целей введения программы полового воспитания в образовательный стандарт является предотвращение ранней беременности и случаев сексуального насилия среди подростков.
Половое развитие начинается с рождения и представляет собой непрерывный процесс, который по большей части будет определяться примером родителей. Для ребенка играет роль качество информации и реакция значимых взрослых на проявление его сексуальности. Важной частью полового воспитания является половое просвещение, которое включает в себя разъяснения, ответы на вопросы про половое развитие женского и мужского организмов, гигиены во весь период развития. Одной из главных задач родителей – это предвидение интересов ребенка в вопросах пола и способность адекватно дать ответы на его вопросы. Половое воспитание и просвещение детей не усиливает чрезмерно интерес детей к сексу, а дает как результат их осведомленность и осторожность в этой теме.
Дети с 3-4 месяцев своей жизни активно начинают исследовать тело. Знание тела является основой для развития личности ребенка. Родители обычно спокойно относятся к изучению малышом своего тела, пока он трогает свои уши, нос, ножки, но как только его интерес смещается к половым органам, как и мама и папа начинают волноваться, одергивать и запрещать ему трогать свое тело в интимных местах. Малыш пугается и если такая ситуация повторяется часто, то у ребенка формируется представление, что дотрагиваться до половых органов нельзя, что это что-то запретное. Когда малыш подрастает и начинает задавать вопросы на сексуальную тему, то родители часто либо не дают ответов, либо начинают смущаться и стыдить ребенка. В результате тема секса становится для детей грязной и постыдной, которую нельзя обсуждать ни с кем.
Как же тогда родителям реагировать на исследование малышом своих половых органов, а также на вопросы о сексе и взаимоотношении полов?
– Прежде всего сохраняйте спокойствие. Ребенок познает себя, и это нормальный природный процесс.
– Рассказывайте детям то, что ребенок хочет знать, без лишних дополнений. Уточните, что именно интересует малыша по данной теме: если вас спросили про то, откуда появляются дети, то не нужно читать лекцию по анатомии.
– Не уходите от неудобных вопросов малыша: возьмите паузу, чтобы найти ответ и обязательно поделитесь этой информацией с ним.
– Посмотрите специальную детскую литературу, в которой на понятном для детей языке объясняется анатомические особенности мальчиков и девочек, про половое созревание, процесс деторождения и взаимоотношения мужчины и женщины, причем для всех возрастов.
В любом случае лучше будет, если информацию на интимную тему ребенок будет получать от своих родителей, а не из сомнительных источников.
Воскобойникова Оксана Сергеевна
педагог-психолог