К школе готов?!
Учение – это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием.
В.А. Сухомлинский
Довольно часто у родителей в старших дошкольников возникает закономерный вопрос, а готов ли мой ребенок пойти в школу? Что он должен уметь, а чему должны научить? На какие умения следует обратить особое внимание? Давайте попробуем разобраться.
Формально, тот, кто пришел в первый класс 1 сентября – ученик. Но по факту, становление из дошкольника в ученика это процесс, растянутый во времени на недели и месяцы. Очень важно понять и запомнить, даже если ребенок умеет читать и писать, это еще не делает его полноценным школьником. Необходима адаптация к новым условиям и требованиям.
Требования к первокласснику можно разделить на три сферы готовности: физическая, педагогическая и психологическая.
Физическая готовность. Проявляется как в общем развитии мускулатуры и координации движений, так и в развитии мышц, отвечающих за мелкую моторику.
Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок. Буквы, цифры, словарный запас, сведения об окружающем мире, и прочее.
Психологическая готовность. Она включает в себя ряд очень важных аспектов.
Во-первых, готовность психических функций, необходимых для обучения. К ним в первую очередь относятся: память, мышление, внимание. В головном мозге должны созреть определенные структуры, и дело часто не в тренировке, а в физиологических особенностях развития.
Во-вторых, необходимо формировать у ребенка правильную мотивацию к школе. В этом вопросе большую роль играет семья. Если в семье будут объяснять, зачем идти в школу и зачем ему нужны знания, учебная деятельность станет для ребенка более значимой и важной. Важно создавать адекватное представление о школе, без перегибов в сторону запугивания или настроя на легкость обучения. Часто родители на вопросы о школе ограничиваются отговорками типа «Вот пойдешь учиться, тогда и узнаешь...». Такие ответы не стимулируют, а скорее снижают познавательный интерес ребенка, полезнее сказать, что в школе бывает трудно, но зато интересно и каждый день можно узнавать много нового.
В-третьих, процесс учебы, это процесс общения с учителем и с одноклассниками, поэтому базовые навыки общения и контроля своих эмоциональных проявлений, значительно облегчат и ускорят процесс адаптации к школе.
Информацию о степени готовности Вашего ребенка к школе можно получить в различных местах. У специалистов в детском саду, в школе у педагогов подготовительных групп или школьных психологов.
Вы можете обратиться в психологические центры, в том числе наш, где квалифицированные специалисты при помощи специальных методик помогут определить психологическую готовность Вашего ребенка к школьному обучению и подскажут, как Вы можете помочь своему ребенку подготовиться к школе.
Уважаемые родители, помните, что своевременная диагностика психологической готовности к школе позволит Вам выявить и скорректировать возможные затруднения у Вашего ребенка при поступлении в первый класс.
Попов Ю.А.
Педагог-психолог