Цель исследования: определение взаимосвязи стратегий поведения в стрессе с риском суицидального поведения у молодежи.
Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга».
Заказчик: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Советского района города Новосибирска.
Время проведения: 2017 г.
Актуальность исследования:
Самоубийство занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев у молодежи и четвертое место среди основных причин потенциальной потери жизни. По данным ВОЗ Россия занимает лидирующее место в мире по количеству суицидов среди студентов, а в возрастной группе от 15 до 19 лет этот уровень в четыре раза превышает среднеевропейский уровень. По данным Генеральной Прокуратуры России основными мотивами самоубийств среди несовершеннолетних (62%) были названы: конфликты в семье, неблагополучие, проявление насилия со стороны взрослых, непрофессиональное, бестактное поведение отдельных педагогов, личные конфликты с учителями, одноклассниками, друзьями, и другими значимыми людьми в жизни подростка, общая черствость и безразличие окружающих. Если подросток не находит выход из трудной жизненной ситуации, то суицидальные мысли приобретают патологически навязчивый характер.
Способы преодоления трудной ситуации в психологии называются стратегиями совладающего поведения. По Р. Лазарусу выделяют следующие стратегии: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности за ситуацию, стратегия бегства – избегания, планирование решение проблемы, положительная переоценка ситуации.
Данное исследование может помочь обозначить зону риска и наметить меры по профилактике суицидального поведения, коррекция стратегий совладающего поведения - существенно снизить суицидальный риск среди молодежи. кружающих по отношению к подростку (подросток есам,
Объект: суицидальное поведение молодежи
Предмет: взаимосвязь стратегий поведения в стрессе с риском суицидального поведения у молодежи
Гипотеза: существует взаимосвязь между стратегиями поведения в стрессе с риском суицидального поведения у молодежи
Методический инструментарий:
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях (Р. Лазарус)
Выборку исследования составили студенты женского и мужского пола в возрасте от 16 до 18 лет в количестве 258 человек.
Процедура исследования.
Исследование проводилось в несколько этапов. Для проведения исследования были набраны 2 группы: экспериментальная, подвергающаяся воздействию, и контрольная. На первом этапе была проведена диагностика риска суицидального поведения, склонности к депрессии, риска социальной дезадаптации, стратегий совладающего поведения. На втором этапе на экспериментальную группу было оказано воздействие. Был проведен цикл семинаров-тренингов, посвященный психологическим особенностям подросткового и юношеского возраста, особенностям суицидального поведения молодежи; занятия на командообразование. Завершающим этапом исследования стало проведение повторного тестирования на двух группах для выявления эффективности экспериментального воздействия.
Полученные данные подверглись математико – статистической обработке в среде SPSS Statistics 22(«StatisticalPackagefortheSocialSciences»).
Были использованы:
- линейный коэффициент корреляции r-Пирсона
- непараметрический критерий U Манна-Уитни
- непараметрический Т-критерий Вилкоксона для сравнения двух связанных выборок.
Результаты исследования:
У контрольной группы при первичном исследовании выявлено (Табл.1):
Наличие взаимосвязи между стратегией принятия ответственности и антисуицидальным фактором.
Наличие взаимосвязи между стратегией избегания и антисуицидальным фактором.
Таблица 1.
Корреляционный анализ с использованием коэффициента Пирсона
«Взаимосвязь стратегий поведения в стрессе с риском суицидального поведения у молодежи»
Стратегия поведения в стрессе |
|
Значимые корреляции на уровне p<0,01 | |
Антисуицидальный фактор | |
Принятие ответственности |
0,358** |
Бегство - избегание |
0,318** |
** p<0,01
Таким образом, суицидальный риск снижается при использовании стратегии принятия ответственности (за возникновении и решение жизненных трудностей) и стратегии бегства – избегания (стремлениине думать о проблеме, отрицать ее наличие, отвлекаться). Эти стратегии приводят к повышению антисуицидального фактора (наличие чувства ответственности за своих близких, понимания неэстетичности самоубийства).
У экспериментальной группы при первичном исследовании выявлено (Табл.2):
Наличие взаимосвязи между стратегией принятия ответственности и антисуицидальным фактором.
Наличие взаимосвязи между стратегией бегство – избегание и антисуицидальным фактором.
Таблица 2.
Корреляционный анализ с использованием коэффициента Пирсона
«Взаимосвязь стратегий поведения в стрессе с риском суицидального поведения у молодежи»
Стратегия поведения в стрессе |
|
Значимые корреляции на уровне p<0,01 | |
Антисуицидальный фактор | |
Принятие ответственности |
0,291** |
Бегство - избегание |
0,293** |
** p<0,01
Таким образом, у экспериментальной и контрольной группы выявлены аналогичные стратегии поведения в стрессе, приводящие к повышению антисуицидального фактора и снижающие риск суицида.
На втором этапе на экспериментальную группу было оказано психологическое воздействие в виде семинаров-тренингов, посвященных психологическим особенностям подросткового и юношеского возраста, особенностям суицидального поведения молодежи; занятия на командообразование.
При повторном исследовании контрольной группы выявлено (Табл.3):
1. Наличие взаимосвязи между стратегией принятия ответственности и антисуицидальным фактором.
Таблица 3.
Корреляционный анализ с использованием коэффициента Пирсона
«Взаимосвязь стратегий поведения в стрессе с риском суицидального поведения у молодежи»
Стратегия поведения в стрессе |
|
Значимые корреляции на уровне p<0,01 | |
Антисуицидальный фактор | |
Принятие ответственности |
0,278** |
** p<0,01
Таким образом, у контрольной группы сохранилась стратегия принятия ответственности, снижающая суицидальный риск.
При повторном исследовании экспериментальной группы выявлено (Табл.4):
Наличие взаимосвязи между стратегией самоконтроля и антисуицидальным фактором.
Наличие взаимосвязи между стратегией бегство – избегание и антисуицидальным фактором.
Наличие взаимосвязи между стратегией положительной переоценки и антисуицидальным фактором.
Таблица 4.
Корреляционный анализ с использованием коэффициента Пирсона
«Взаимосвязь стратегий поведения в стрессе с риском суицидального поведения у молодежи»\
Стратегия поведения в стрессе |
|
Значимые корреляции на уровне p<0,01 | |
Антисуицидальный фактор | |
Самоконтроль |
0,236* |
Бегство – избегание | 0,302** |
Положительная переоценка ситуации | 0,218* |
* p<0,05
**p<0,01
Таким образом, у экспериментальной группы после психологического воздействия выявлены следующие стратегии поведения в стрессе, приводящие к повышению антисуицидального фактора и снижающие риск суицида: бегство-избегание, самоконтроль, положительная переоценка ситуации.
В результате психологического воздействия у молодых людей экспериментальной группы увеличилась вариативность поведения в стрессовых ситуациях за счет появления дополнительных стратегий совладающего поведения, таких как самоконтроль и положительная переоценка ситуации.
Выводы:
Риск суицидального поведения снижается при способности молодого человека в стрессовой ситуации использовать следующие стратегии поведения:
Принятие ответственности
Бегство-избегание
Самоконтроль
Положительная переоценка ситуации
Таким образом, организуя работу по профилактике суицидального поведения, особое внимание необходимо уделять формированию у молодежи эффективных стратегий совладающего поведения в стрессе. Методом воздействия могут быть индивидуальные консультации, лекции, семинары, тренинги, ролевые игры и другие формы работы.