ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ – ЧУМА ХХI ВЕКА
Игровая зависимость напоминает «вирусную программу»,
которая проникает в бессознательное,
подчиняет волю игрока, овладевает его чувствами,
мыслями и желаниями, управляет его поведением
А.А. Магалиф,
врач-психиатр, психотерапевт
Московской клиники психологической адаптации
В настоящее время «Компьютерная зависимость» стала синонимом «Интернет-зависимости». Особо выделяют игровую зависимость как один из самых опасных видов компьютерной зависимости. В статье пойдет речь о том, как понять, что ваш ребенок страдает игровой зависимостью, и что можно предпринять родителям для предупреждения появления этой зависимости.
О компьютерной зависимости начали говорить в начале 80-х годов ХХ века, но до сих пор этот вид зависимости признается не всеми специалистами как болезнь, но жизнь идет, и все меняется. В Международной классификации болезней (МКБ-10) игровая зависимость отмечена в разделе «расстройства привычек и влечений» как патологическое увлечение азартными играми. В настоящее время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила зависимость от видеоигр как отдельную болезнь в МКБ-11, эта классификация вступит в силу с 1 января 2022 года.
Для постановки подобного диагноза, патологическое пристрастие к играм, должно быть у человека не менее 12 месяцев, однако этот период может быть меньше, если из-за игр у него возникают проблемы в жизни, работе или учебе. Создатели списка МКБ-11 делают акцент на том, что зависимость может возникнуть как от сетевых игр-онлайн, так и от игр, рассчитанных на одиночное прохождение игры.
Таким образом, игровая зависимость – это патологическое влечение к азартным играм, приводящее к нарушению в основных сферах жизни: социальной, семейной, учебной или профессиональной. Основная опасность игр в том, что у человека начинает стираться грань между виртуальным и реальным миром. А учитывая тот факт, что самые уязвимые в этом плане – дети и подростки – в большинстве своем играют в «кровавые игры», можно предположить, к каким последствиям приводит такое увлечение: у молодежи взращивается «культ смерти», появляется чувство, что жизнь можно переиграть по-новому с любого уровня, и даже после своей собственной смерти. У детей и подростков повышается риск агрессивных антисоциальных поступков и риск суицида.
Причин возникновения интернет-зависимости у подростков несколько, но ключевым моментом является то, что этот возраст совпадает с гормональной перестройкой организма, сопровождающейся эмоциональной неустойчивостью, острой реакцией на любое замечание, изменением внешности, разрушением всех прежних ценностей, обострением конфликтов с окружающими, и, в том числе, с самыми близкими людьми – родителями, которые становятся для подростка чуть ли не «врагами номер один». Для многих молодых людей становится сложно общаться, проявлять симпатию к противоположному полу. Общение и игры дают возможность подросткам достичь своего идеала в образах мечтаний, заниматься в виртуальном мире деятельностью, которую невозможно воплотить в реальности. А провоцирующим фактором, стимулирующим развитие этой зависимости, выступает анонимность и невозможность проверить, насколько представленная о себе информация действительна.
Последние 5-8 лет неуклонно растет число родителей, которые обращаются к специалистам – психологам, психотерапевтам, социальным работникам – с проблемой игровой зависимости у ребенка. Возраст игроманов в настоящее время имеет тенденцию снижаться, уже есть дети с игровой зависимостью в 8-10 лет. Почему же так происходит? Какие новые причины, возможно, появились в нашем обществе? Специалисты называют четыре основные причины, которые в равной степени влияют на развитие интернет-зависимости и способствуют более раннему формированию ее у детей:
• Легкодоступность интернет-ресурсов и гаджетов для детей в сочетании со сниженным родительским контролем за процессом взаимодействия ребенка и виртуального мира.
• Смена ценностных ориентиров в обществе, с акцентом на материальные ценности. Зачастую родители считают, что их основной вклад в семью – финансовый. Отсутствие семейного досуга либо сведение его к развлекательной сфере, при этом значительно уменьшается или полностью отсутствует его развивающий компонент.
• Детоцентрированность общества: снижение или отсутствие требований и запретов к детям, или, другими словами, «главное, чтобы у моего ребенка было все, чего я был лишен в своем детстве», «мне было сложно, пусть ему будет легко», «еще успеет потрудиться», что ведет к слабым волевым качествам у детей, неумению достигать поставленных целей и, собственно говоря, к избалованности молодого поколения.
• Слабая поддержка окружением ребенка его некомпьютерных интересов либо их игнорирование родителями по типу: «Будешь заниматься этим, а не тем, что тебе интересно, вот это круто, а футбол – ерунда, денег не заработаешь».
В итоге, что можно получить, если бездействовать? Последствия и осложнения игровой зависимости у молодежи достаточно серьезны, и к ним относятся:
– алкоголизм и наркомания;
– тревожное расстройство;
– депрессия;
– мигрень;
– нарушения сна;
– социальные и правовые проблемы;
– суицидальные попытки (высокий риск!)
Для успешного лечения уже возникшей игровой зависимости важно искреннее желание игрока избавиться от пагубного пристрастия. Лечение игровой зависимости – это длительный процесс, занимающий иногда несколько лет.
Поэтому родителям необходимо заниматься профилактикой игромании с раннего детства:
• соблюдать баланс разумной дисциплины в воспитании: в жизни любой семьи должны быть определенные правила и запреты, домашние обязанности;
• развивать и поддерживать семейные традиции, решать проблемы на уровне семейных советов, где ребенка могут выслушать и поддержать, где его мнение учитывается;
• с раннего возраста формировать у ребенка безопасную культуру взаимодействия с компьютером и виртуальным миром;
• не забывать про родительский контроль за временем, проводимым ребенком за компьютером, – это ответственность родителей;
• поддерживать интересы ребенка, особенно те, которые не связаны с компьютером (спорт, искусство, исследовательская деятельность);
• не забывать про совместный семейный досуг, и не только развлекательного, но и познавательного содержания (опираясь на интересы ребенка);
• детей постарше можно переключать на деятельность, связанную с компьютером, но более целеполагающую (робототехника, авиа-моделирование, web-дизайн).
Если Вы испытываете трудности в воспитании своего ребенка, Вам непонятно, как регулировать время, проводимое им за компьютером, и Вы чувствуете, что не справляетесь, обратитесь за помощью к специалистам: любое заболевание легче лечится, если на него вовремя обратить внимание.
Воскобойникова Оксана Сергеевна
педагог-психолог