ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ
Умение учиться не возникает само собой, оно должно стать результатом серьёзной работы не только педагогов, но и самих учащихся. Владение учебными навыками позволяет человеку успешно и, главное, самостоятельно решать немало сложных задач, возникающих перед ним.
В педагогике известны три уровня научения:
-
Приобретение знаний подразумевает теоретическое овладение совокупностью сведений в какой-либо области.
-
Образование умения – это приобретение способности что-либо делать, опираясь на полученные знания, опыт.
-
Формирование навыка – это образование такого умения, которое позволяет совершать действие без предварительного обдумывания, автоматически.
Навык в какой-либо деятельности позволяет экономить время, силы, освобождает место для творчества.
Все учебные умения и навыки поделены на две категории:
Специальные навыки - это конкретные способы учебно-познавательной деятельности в рамках той или иной дисциплины. Например, умение определять валентность элемента (в химии) или навык пространственного видения (в геометрии и черчении). За их формирование отвечает учитель-предметник, а формируются они на базе общих.
Общие навыки – это умение слушать и воспроизводить услышанное, читать и делать содержательные выводы, высказывать собственные суждения и выдвигать новые идеи на основе прочитанного, отличать главное от второстепенного. Их формирование целесообразно начинать с первых лет обучения в школе, усложняя требования по мере взросления учеников.
Умения и навыки, которые следует формировать у школьников:
1. слушание, восприятие речи – следование указаниям учителя, ориентация в задании, запоминание услышанного, выделение основных мыслей;
2. чтение - не ограничивается самой техникой чтения, необходимо уделять внимание работе с книгой, умению воспроизводить усвоенное и делать содержательные выводы, а также выдвигать новые идеи на основе прочитанного;
3. выполнение домашнего задания и оформление работы – это обобщение информации, проверка и повторение, опора на конструктивную помощь, использование различных значков, цветов, схем, таблиц;
4. планирование и постановка целей – это умение составления для себя расписания подготовки к контрольной работе или экзамену, распределение сил через смену деятельности и чередование трудных и легких предметов, самопроверка;
5. оценка - не следует рассматривать её как прерогативу учителя, учеников необходимо учить самооценке собственной работы.
Выделяют два стиля познавательной деятельности:
Поэлементный, в нем внимание последовательно концентрируется на отдельных элементах учебного материала по мере их предъявления и отсутствует стремление отыскивать основное, главное. Учащиеся полагаются исключительно на запоминание, что ведет к некритическому восприятию учебного материала, механическому воспроизведению того, что они смогли запомнить.
Целостный, когда ученики стремятся вникнуть в смысл изучаемого, понять основные идеи, связать их с более широким контекстом. Активное отношение к изучаемому материалу позволяет воспринимать скрытые в подтексте мысли и чувства автора. Формирование такого стиля обучения нелегкий, длительный, трудоемкий процесс, который нужно начинать как можно раньше.
Ученики с поэлементным стилем учения тоже могут успешно сдать экзамены. Но трудности возникнут позже, когда они будут лишены поддержки и руководства учителя, четкой системы требований, регулирующих деятельность.
Таким образом, формирование учебных навыков должно быть ориентированно на личность учащегося, его активное вовлечение в этот процесс, помощь в выработке собственного стиля обучения и ответственности за свои успехи.
Елена Александровна Шевченко,
педагог-психолог