Меню Заказать звонок

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ

 

        Умение учиться не возникает само собой, оно должно стать результатом серьёзной работы не только педагогов, но и самих учащихся. Владение учебными навыками позволяет человеку успешно и, главное, самостоятельно решать немало сложных задач, возникающих перед ним.

         В педагогике известны три уровня научения:

       Навык в какой-либо деятельности позволяет экономить время, силы, освобождает место для творчества.

          Все учебные умения и навыки поделены на две категории:

Специальные навыки - это конкретные способы учебно-познавательной деятельности в рамках той или иной дисциплины. Например, умение определять валентность элемента (в химии) или навык пространственного видения (в геометрии и черчении). За их формирование отвечает учитель-предметник, а формируются они на базе общих.

Общие навыки – это умение слушать и воспроизводить услышанное, читать и делать содержательные выводы, высказывать собственные суждения и выдвигать новые идеи на основе прочитанного, отличать главное от второстепенного. Их формирование целесообразно начинать с первых лет обучения в школе, усложняя требования по мере взросления учеников.

           Умения и навыки, которые следует формировать у школьников:

1.      слушание, восприятие речи – следование указаниям учителя, ориентация в задании, запоминание услышанного, выделение основных мыслей;

2.      чтение - не ограничивается самой техникой чтения, необходимо уделять внимание работе с книгой, умению воспроизводить усвоенное и делать содержательные выводы, а также выдвигать новые идеи на основе прочитанного;

3.      выполнение домашнего задания и оформление работы – это обобщение информации, проверка и повторение, опора на конструктивную помощь, использование различных значков, цветов, схем, таблиц;

4.      планирование и постановка целей – это умение составления для себя расписания подготовки к контрольной работе или экзамену, распределение сил через смену деятельности и чередование трудных и легких предметов, самопроверка;     

5.      оценка - не следует рассматривать её как прерогативу учителя, учеников необходимо учить самооценке собственной работы.

            Выделяют два стиля познавательной деятельности:

            Поэлементный, в нем внимание последовательно концентрируется на отдельных элементах учебного материала по мере их предъявления и отсутствует стремление отыскивать основное, главное. Учащиеся полагаются исключительно на запоминание, что ведет к некритическому восприятию учебного материала, механическому воспроизведению того, что они смогли запомнить.

            Целостный, когда ученики стремятся вникнуть в смысл изучаемого, понять основные идеи, связать их с более широким контекстом. Активное отношение к изучаемому материалу позволяет воспринимать скрытые в подтексте мысли и чувства автора. Формирование такого стиля обучения нелегкий, длительный, трудоемкий процесс, который нужно начинать как можно раньше.

            Ученики с поэлементным стилем учения тоже могут успешно сдать экзамены. Но трудности возникнут позже, когда они будут лишены поддержки и руководства учителя, четкой системы требований, регулирующих деятельность.

            Таким образом, формирование учебных навыков должно быть ориентированно на личность учащегося, его активное вовлечение в этот процесс, помощь в выработке собственного стиля обучения и ответственности за свои успехи.

 

Елена Александровна Шевченко,

педагог-психолог

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок