Детский гнев
Тема детских эмоций – одна из важных в воспитании ребенка. Из всех эмоций родителям сложнее всего справляться с детским гневом. В нашем социуме публичное проявление гнева не одобряется. Взрослые пытаются избежать этого «плохого» чувства, подавляя его проявления в самом зародыше. Но искусственно убрать волевым усилием эмоцию невозможно, она начинает накапливаться, что в итоге может привести к вспышке ярости у человека и повод для нее будет незначительным. Дети в раннем возрасте получают опыт запрета на проявление гневных чувств, причем зачастую они получают двойное послание от окружающих их людей: взрослым злиться можно, детям нельзя. В результате у ребенка не формируется навык адекватного и здорового выражения негативных эмоций. А гнев нам нужен для того, чтобы понимать, что нравится, а что не нравится, он сигнализирует, что наши права ущемляются. Психологи отмечают, что из-за невозможности выражать гнев у детей возникают другие проблемы, с которыми их приводят на консультацию.
Рассмотрим, как у ребенка происходит выражение гнева в зависимости от возраста и как можно помочь ему научиться его проявлять. Когда малыш рождается, он выражает свое недовольство через плач. Мамы к концу первого месяца жизни начинают различать оттенки плача, когда ребенок голоден, когда мокрая пеленка, а когда малыш хочет на ручки. И даже, если мама не сразу угадывает, что хочет ребенок, важнее ее спокойная принимающая реакция на его крик и плач. В один год считается нормальным проявлением недовольства, когда ребенок замахивается ручкой на маму или другого взрослого, если они сделали что-то неприятное ему. Взрослый может в таком случае спокойно остановить руку и сказать малышу: «Тебе не нравится …» и озвучить, что именно не нравится. Так раз за разом малыш обучается понимать, что с ним происходит и получает разрешение на проявление отрицательных эмоций. На втором году жизни ребенок начинает стремиться к самостоятельности и независимому поведению, что отражается в главных словах последующих лет: «Я сам» и «Пусти, я хочу…». Пик неуступчивости мальчиков и девочек приходится на два года, а пик агрессивности на три года. В итоге к трем годам, а этот возраст считается критическим в формировании воли и выражении агрессии, малыш учится отстаивать свое мнение и границы, учится говорить, чем он недоволен и что бы хотел, при необходимости уметь дать отпор обидчикам. С трех до четырех лет для ребенка становится особенно важна принимающая позиция взрослого окружения, родители выступают образцами поведения для него. Основной смысл родительской поддержки для ребенка заключается в словах: «Ты имеешь право злиться и выражать свою злость здесь и сейчас, это хорошо и правильно». Разрешение на выражение раздражения, злости, гнева и других эмоций негативного спектра, не означает разрешение на вседозволенность. Необходимо, чтобы родители не только регулировали поведение малыша, но и сами показывали ему социально приемлемые способы проявления «злых чувств». Если в семье есть эмоциональная поддержка, в случае конфликтных ситуаций, уже к семи годам дети умеют выражать гнев и возмущение путем переговоров. Возраст с семи до одиннадцати лет является достаточно спокойным в плане развития эмоциональной сферы. Следующий критический период формирования эмоциональной сферы и повышения риска закрепления агрессивного стиля поведения попадает на подростковый период. Особенностью поведения у подростков является ориентация на мнение сверстников и зависимость от него, авторитет и пример взрослого окружения в этом возрасте перестает быть значимым. От родителей подростку нужно понимание и уважение, принятие конфликтных внутренних переживаний подростка, бурные реакции родителей только усиливают его агрессивность. Задачей этого возраста является не «разрыв» отношений с семьей, а выстраивание партнерских отношений.
По мере взросления у ребенка складывается система представление о себе, о том, как можно жить и проявлять себя в этом мире. Американский детский психотерапевт Вайолет Оклендер, считает, что подавление эмоций, особенно гнева, приводит к возникновению у ребенка напряжения, в результате он начинает сдерживать и ограничивать сам себя. Спрятанные внутри эмоции выбирают свой путь освобождения, который может проявиться в виде:
1. психосоматических болезней – появление необъяснимых болей в животе, головных болей, аллергии, учащения случаев простудных заболеваний;
2. аутоагрессии – ребенок начинает грызть ногти, выдергивать у себя волосы, обкусывать губы, расчесывать ранки;
3. драчливости по отношению к сверстникам, причем без особой причины или, наоборот, ребенок становится вдруг застенчивым и не может постоять за себя в конфликтных ситуациях.
Родителям важно понимать, что только своим примером можно научить детей выражать свои эмоции без вреда для себя и окружающих. Детям в любом возрасте нужна поддержка и уважительное принимающее отношение к их чувствам.
педагог-психолог
Воскобойникова Оксана Сергеевна