Детские кружки и секции. Психологический аспект
«Моему ребенку уже 3 года! Что делать, его нужно развивать?» - примерно такие формулировки можно услышать на консультации у психолога от родителей. Действительно, сейчас доступны множество различных развивающих занятий и посещение разного рода секций. Но в каком возрасте и будет ли ему это полезно? Попробуем разобраться в этом вместе с вами.
Помочь ребенку раскрыть свои способности и таланты – одна из важнейших задач любящих родителей. Именно в детском возрасте энергия плещет через край, проявляются первые наклонности, закладываются жизненные увлечения. Разумеется, взрослые стремятся поддержать малыша в его начинаниях и, возможно, дать базу для любимого впоследствии дела. Физическое, эстетическое, музыкальное развитие, прикладные навыки – всё это могут дать ребенку разнообразные кружки, секции и студии.
Стимулирующая среда для развития дошкольника важнее, чем специальное обучение. Но это не означает, что кружки и секции противопоказаны детям до школы. Они вполне имеют место быть, но к их выбору и времени начала посещения стоит подойти серьезно. Кружки, которые посещает дошкольник, должны соответствовать его возрасту и не нести излишней нагрузки (физической и психологической). Кроме того, любые занятия должны в первую очередь искренне нравиться малышу. Мода, престижность и посещение «за компанию» – не лучшие критерии выбора кружка. Не забывайте и о том, что интересы в дошкольном возрасте еще неустойчивы, и ребенок пока всего лишь пробует разные виды деятельности
В идеале, специализированное обучение ребенка лучше начинать не ранее 5-6 лет. Не стоит бояться того, что вы упустите время, и малыш чего-то недополучит. Наоборот, в сравнении со сверстниками, посещавшими разнообразные секции с самого раннего возраста, он будет более свободен в самовыражении, будет лучше понимать свои желания и возможности, испытывая к занятиям искренний интерес.
Возраст ребенка определяет уровень допустимой для него нагрузки, с которым нужно считаться как родителям, так и руководителям детских кружков, секций, школ, клубов по интересам.
Занятия могут проводиться в любой день недели и месяца, включая выходные и дни каникул. Максимальное количество занятий в неделю и их продолжительность зависит от возраста ребенка:
• дошкольный возраст – 2 занятия в неделю продолжительностью до 35 минут каждое;
• младший школьный возраст – до 4 учебных часов (1 учебный час = 45 минут) в неделю.
Между занятиями в заведениях дополнительного образования обязателен перерыв не менее 1 часа.
Важно помнить и еще несколько правил, на которые стоит опираться при выборе кружка для ребенка:
1. Не перегружайте ребенка. Если всё его время будет расписано по минутам, результатом станет не радость от наполненной жизни, а усталость.
2. Количество кружков и времени, тратящегося на их посещение, должно зависеть от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка.
3. Решение о нагрузке ребенка должно приниматься всей семьей с учетом пожеланий ребенка.
4. Прогулки должны быть заложены не только в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое. Ребенку нужно давать возможность подвигаться, сбросить мышечное напряжение, если таковое имеется.
5. Составляя план нагрузки ребенка, важно понимать, насколько это желание исходит от ребенка, а не формируется исходя из ваших «хотелок».
Кроме этих правил, в каждых секциях есть свои возрастные и другие ограничения, которые предъявляет педагог. Самое главное – дайте своему ребенку выбор. Помогайте ему, поддерживайте в трудных ситуация, хвалите за успехи. Тогда у вас обязательно все получится, а ваш ребенок будет получать должные навыки и развиваться!
Успехов вам и вашему ребенку!
Лопухов Дмитрий Александрович
педагог-психолог
первой квалификационной категории,
МБУ Центр «Радуга»