Детская игрушка. Как выбрать «правильную»
В современном мире детство становится все более «насыщенным». Детям доступны множество различных игр, развивающих занятий и посещение разного рода секций. Но никогда не потеряет свою актуальность такой важный предмет, как детская игрушка. И сейчас совершенно не сложно купить любую игрушку, доступно много различных вариантов. Но у многих родителей, в связи с этим, возникает другой вопрос «Как выбрать правильную игрушку?». Ту, которая помогала бы ему развиваться.
«Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило им самим, или жизнь имеющему, вредное, и сохраняли бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся. Игры должны быть в воле детей, лишь бы те игры невинны были и здоровье их от оных не претерпело вреда».
Собственноручный именной указ и наставление
Императрицы Екатерины II
ген-аншефу Николаю Ивановичу Салтыкову
о воспитании великий князей Александра и Константина Павловичей.
(13 марта 1784 г.)
Вопрос о различных играх и игрушках не теряет своей актуальности со времен их появления. И как видно, эта тема волновала не только простых граждан, но и царскую семью. Ведь главный принцип игрушки – она не должна вредить. Соответственно, в различные периоды детства стоит обращать внимание на подбор игрушек. В первый год жизни ребенка происходит активное познание окружающего мира посредством всего арсенала ощущений. И до сих пор первой игрушкой ребенка являются традиционные погремушки и подвески различного вида. Затем добавляются мячи, неваляшки, куклы. В период раннего детства познание осуществляется посредством предметной деятельности. В этом возрасте у ребенка обязательно должны быть так называемые дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши и т.п.). В дошкольном возрасте ребенок в игре начинает отражать отношения между людьми. Поэтому для творческой игры детей этих возрастных групп нужны такие игрушки, которые позволят им отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию.
Говоря о современных «страшных» игрушках, отмечается, что обладание ими стало престижным. Многие дети не играют с монстрами, хотя часто их выбирают. Для игры они выбирают другие игрушки, а эти нужны как предмет гордости перед сверстниками, как знак принадлежности к группе. Играть с ними дети отказываются, они их просто коллекционируют. И да, такие игрушки не все время «ужасны»: иногда дети начинают их жалеть, лечить, стараются починить и испытывают к ним чувства жалости и сострадания.
Интересен и тот факт, что эффект воздействия игрушки на ребенка во многом зависит от его возраста. Американские исследования показывают, что в дошкольном возрасте образ Барби является нейтральным и не оказывает особого воздействия на детей.
Очень важно наличие символического оружия. Многие родители плохо проводят грань между игрой и реальностью, хотя делать это обязательно. Приведу такой пример: ребенок вот уже битый час расстреливает папу, но тот невозмутимо, как неуязвимый Терминатор, внимательно читает газету или смотрит телевизор.
А ведь маленькому разбойнику очень надо, чтобы папа на мгновение «умер» и тут же ожил: это такие вот своеобразные, но очень важные для развития «прятки», а кроме того – попытка конкуренции со значимой взрослой фигурой, ну и, конечно, символический способ немножко позлиться. Не стоит упускать из внимания и тот факт, что игрушечное оружие может нести защитную функцию от различного вида монстров и ужасов.
При приобретении игрушки, стоит ориентироваться в первую очередь на выбор самого ребенка, а задача взрослых – из всех детских «хочу» выбрать самое правильное и полезное. Существует несколько критериев отбора игрушек:
- Простота
Конструкция, объединяющая в себе слишком много свойств и функций, дезориентирует ребенка.
- Качество
Низкое качество игрушки просто не позволит ребенку производить те действия, ради которых она была куплена.
- Стимуляция активности
Особый интерес ребенка вызывают предметы, с которыми можно что-либо делать. Детей привлекают элементы новизны, а такие игрушки поддерживают любознательность и активность.
- Самостоятельность действий ребенка
Игрушки должны способствовать формированию у ребенка желания действовать самостоятельно и смело решать наиболее сложные задачи.
- Этика и эстетика
Игрушка является значимым участником процесса воспитания. Она должна вызывать добрые чувства и развивать гуманные качества характера.
- Отсутствие однотипных игрушек
Они должны быть разнообразными, моделировать различные игровые ситуации. Но стоит обратить внимание на то, что их не должно быть много, иначе они потеряют свою образовательную и развивающую функцию.
И, самое важное, не запрещайте детям играть в так называемые игрушки «для мальчиков» и «для девочек». Не будет ничего страшного, если девочка проиграет машинкой, и аналогично ничего не произойдет, если мальчик поиграет в куклы, скорее всего наоборот – приобретет опыт различных моделей взаимодействия. Любите своих детей, но не позволяйте им управлять вами.
Лопухов Дмитрий Александрович
педагог-психолог
первой квалификационной категории,
МБУ Центр «Радуга»