ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ
ЧТО ДЕЛАТЬ ВЗРОСЛЫМ В СИТУАЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА?
Агрессивное поведение малышей (2-3 года) зачастую связано с проявлениями возрастного кризиса сепарации (отделения), когда ребенок проявляет негативизм, и протестует просто потому, что противопоставление родителям, их воле позволяет ему ощутить собственное «Я» и почувствовать собственную волю.
Такой опыт необходим для полноценного развития личности ребенка, для его растущей самостоятельности. Ребенок осваивает несовпадения, конфликт интересов и воли – собственной и родительской. Например, он совершенно ясно объясняет маме, что не хочет чистить зубы, ложиться спать, одеваться. А она снова настаивает на своем. Ребенок закономерно возмущается, при этом он еще не способен сдерживать собственные чувства и удерживать в сознании амбивалентность отношений с мамой – что он ее любит и все остальное время мама хорошая.
В момент конфликта гнев захватывает маленького ребенка полностью. Что он и выражает – как вербально, так и физически: кричит, ругается, дерется, кусается и т.д. Взрослым в этот момент важно не пугаться, а понимать, что для малыша агрессия – это не то, что он делает, а то, что с ним случилось, так как он еще не способен управлять своими аффектами. Лучшее, что может сделать взрослый – это защищать ребенка от его собственной злости, обняв его и препятствуя дальнейшим разрушительным действиям. Вскоре гнев перейдет в слезы и расслабление – стресс отступит.
После этого очень важно восстановить доброжелательный контакт с ребенком, утешить его, ни в коем случае не отталкивая от себя, не ругая за случившееся. Ребенок должен сделать вывод, что конфликт не разрушает отношения, что можно сильно разозлиться, но продолжать любить друг друга и быть вместе.
Действуя так из раза в раз, родитель закрепляет этот механизм сдерживания и трансформации гнева, а ребенок становится способен воспроизводить его, чтобы успокоиться самостоятельно.
В случаях, когда взрослый становится свидетелем драки детей постарше, необходимо действовать аналогично. По возможности остановить агрессивные действия. Для этого желательно опуститься до одного с ребенком уровня глаз и взять его за руку - ощутимо, крепко, не причиняя боль. Так, чтобы прекратить нападение. Теперь важно помочь ребенку озвучить, что толкнуло его на агрессивное поведение: «Похоже, ты сейчас злишься», «Ты на кого-то обиделся?», «Расскажи мне, что случилось, возможно, я смогу тебе помочь».
Кроме того, детям любого возраста полезно проигрывать ситуации агрессии. Каждый человек, не только ребенок, регулярно оказывается в неизбежных для процесса социализации ситуациях ограничений, принуждения, подавления. Для ребенка это ситуации, когда взрослые действуют без учета его чувств и состояний, например, в детском саду, где у воспитателя есть задача накормить, вывести на прогулку, уложить спать и т.д. всю группу. Аналогично, школьный формат предполагает, что дети будут приспосабливаться к существующим рамкам, порой жертвуя своими индивидуальными потребностями и подавляя нежелательные чувства.
Поэтому желательно предоставить ребенку возможность регулярно отыгрывать неприятные для него переживания – так, чтобы он иногда играл роль того, кто заставляет, запрещает. Это нужно, чтобы ребенок смог лучше осознать происходящее с ним, а также прожить все свои «неудобные» чувства (гнев, возмущение и т.д.), выплеснуть их, не накапливая.
Дошкольники обычно делают это в игре с игрушками. Школьникам можно предложить совместные игры, типа «фантов», когда воспитывающие ребенка (детей) взрослые должны выполнять его задания, подчиняться, а порой выглядеть смешно.
Игровая ситуация, с одной стороны, защищает авторитет взрослого, с другой, дает детям возможность отреагировать естественно возникающую в сторону любого авторитета агрессию.
Задачи взрослого в поддержке социализации агрессии ребенка:
- Развитие эмоционального интеллекта детей – способности распознавать свои эмоциональные состояния, в том числе агрессивные, и выражать эти переживания словами – говорить о них;
- Помощь в понимании причин возникновения агрессии;
- Целенаправленное формирование и развитие игровых и коммуникативных навыков у детей;
- Организация косвенного отреагирования агрессии в игре или с помощью экспрессивных методов – через рисунок, голос, движение, работу с пластилином и другими материалами. Можно предложить ребенку перенаправить гнев в физическую активность – побросаться подушками, снежками, поиграть в «догонялки» и прочее, что позволит ребенку «разрядиться». Физическая разрядка – это хорошая ситуативная мера для снятия напряжения и предотвращения агрессии активного ребенка.
Человек, который осознает, что с ним происходит, и знает, как выразить свое состояние так, чтобы это не помешало его адаптации в социуме, может пользоваться всеми преимуществами, которые дает нам агрессия.
Алексеева Ирина Витальевна,
педагог - психолог