Что нужно знать о школьной травле?
В последние десятилетия проблема издевательств в школьных коллективах является предметом научных исследований и педагогических дискуссий. Ей дали название буллинг (от англ. «bully» – драчун, хулиган, задира).
Буллинг – это повторяющаяся умышленная агрессия по отношению к ребенку со стороны одноклассников. Она может быть физической (толчки, пинки, дерганье за волосы), что больше свойственно мальчикам, и психологической (обидные насмешки, бойкот, отвержение), на что больше способны девочки.
Согласно анализу исследований по теме школьного буллинга, в среднем каждый третий подросток в возрасте от 12 до 18 лет становится участником травли в той или иной роли, в то же время кибербуллинг (травля в интернете) менее распространен – с ним сталкиваются 15% подростков.
Буллинг – это социальный инструмент, который позволяет выстроить иерархию, распределить статусы и разрешить неопределенность.
Исследования Дана Ольвеуса (норвежский психолог, специализирующийся на теме школьной травли) показывает, что травля вредна для всех ее участников. Чем дольше длится буллинг и чем меньше ему противостоят дети и взрослые, тем более привычным, нормативным для всех его участников он становится.
Ребенок, которого обижают, привыкает к унижениям, начинает думать, что он недостоин более уважительного отношения, он не рассчитывает на признание со стороны сверстников, поэтому у него снижается самооценка, из-за чего могут проявляться также психосоматические симптомы.
Ребенок, занимающийся буллингом, понимает, что насилие сходит ему с рук, и не учится выстраивать отношения другим образом.
Но что делать родителям и как помочь ребенку, если его травят в школе?
Профилактика лучше, чем исправление уже тяжелой ситуации. Поэтому родителям нужно учить ребенка правильно реагировать на агрессию.
1. Умение игнорировать мелкие провокации может свести на нет попытки начать травлю. Для этого пригодится выдержка и хладнокровие, а они быстро не воспитываются.
2. Умение правильно реагировать на критику: справедливую и несправедливую.
3. Умение выбрать наиболее «человеческий» способ проявления своего гнева. Всегда полезно сказать вслух о своем возмущении или гневе.
4. Умение пожалеть обидчика, потому, что только слабому и несчастному может понадобиться самоутвердиться за счет другого. Родителям важно донести до ребенка мысль, что, если кто-то говорит о тебе плохо, это не значит, что ты плохой – это характеризует того, из кого выливается вся эта грязь.
Если становится понятно, что ребенок уже втянут в конфликт. Нужно:
1. Сделать проблему очевидной для всех окружающих: педагогов, родителей других детей, иногда и правоохранительных органов.
2. Эмоционально поддержать ребенка, помочь ему справиться.
3. Не давить.
4. Не заставлять рассказывать, если ребенок не хочет.
5. Быть готовым слушать без критических комментариев.
6. Давать выплакаться (можно обнять в этот момент, что даст чувство защищенности, принести стакан воды, если истерика).
7. Рассказывать о своем подобном опыте (у каждого что-нибудь похожее найдется), о своих чувствах и о том, как пережили трудную ситуацию.
8. Всегда завершать разговор чем-нибудь хорошим, дающим надежду (это могут быть заманчивые планы на выходные, или обсуждение коллекции, которую собирает ребенок, разговор о любимом артисте и т.д.).
Это совсем маленькая часть рекомендаций, которые можно использовать. Буллинг – это проблема, которая имеет решение. Помогайте своему ребенку, поддерживайте его в трудных ситуация и хвалите за успехи. Тогда у вас обязательно все получится, а ваш ребенок будет получать должные навыки, и выстраивать эффективное социальное взаимодействие!
Успехов вам и вашему ребенку!
Лопухов Дмитрий Александрович
педагог-психолог
первой квалификационной категории,
МБУ Центр «Радуга»