Меню Заказать звонок

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О РАЗВИТИИ РЕЧИ И ЕЕ НАРУШЕНИЯХ

   Речь играет важнейшую роль в формировании ребенка. Она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность регуляции поведения ребенка, организации его психической жизни и даже влияет на развитие личности в целом.


      Психологи и логопеды изучают речь с первых дней жизни ребенка. У речи выделяют несколько свойств: понятность, содержательность, выразительность, воздействие.


   Выделяются две функции речи: интеллектуальная и коммуникативная. Коммуникативная – служит для общения между людьми, обмена информацией или побуждения к действиям. Интеллектуальная – для выражения, образования мыслей при помощи слов. 


    Главная цель речи – передача мыслей. В этом помогает тон, мимика, отбор слов, выражений, интонация и образность.


      В настоящее время есть несколько периодизаций развития речи.
Остановимся на периодизации, предложенной ВОЗ, согласно которой развитие речи происходит следующим образом:

1 год:
• Повторение слогов, в основном открытых («ма», «па», «ба», «да» и т.д.);
• Повторение звуков, имитирующих животных («мяу», «аф», «му», «ме» и др.);
• Появление интонационной окраски выражаемых эмоций (действия сопровождаются слогами);
• Понимание обращенной к нему речи родителей;
• Указание предмета по просьбе;
На этом этапе формируется пассивный словарный запас.

1 – 2 года:
• Употребление в речи аморфных слов-корней (зачастую ударных). Один и тот же слог может иметь несколько значений;
• Умение соотносить слово с картинкой;
Появление «телеграфной речи» – односложное выражение способное передать смысл полноценного предложения.

2 – 3 года:
• Появление обобщения и связной речи;
• Постепенное усложнение предложений;
К трем годам словарный запас ребёнка должен насчитывать 1000 слов.



3 – 4 года:
• Умение различать ошибки в речи других детей;
• Освоение твердых согласных «С», «Ц», «З»;
• Освоение падежей, времен у глаголов, попытки согласования прилагательного и существительного;
• Умение называть свое имя, возраст, половую принадлежность;
• Понимание обобщающих слов – животные, посуда, мебель;
• Использование уменьшительно-ласкательные суффиксы;
• Грамматически правильное построение фраз.

4 – 5 лет:
• Появление более сложного характера обобщений («груша» – фрукт – дерево»);
• Появление временных и пространственных наречий («скоро», «вокруг» и т.д.);
• Появление «словотворчества», что говорит о правильном речевом развитии.

5 – 7 лет:
• Появление внутренней речи;
• Умение выделять звуки в словах;
• Умение пересказать текст с сохранением целостности;
• Отсутствие нарушений в произношении звуков;
• Формирование дикции.

        Российский лингвист, психолог А.А. Леонтьев выделяет еще школьный этап развития речи от 7 до 17 лет. В это время речь становится, прежде всего, средством познавательной деятельности. Она постепенно переходит в волевую сферу, становится произвольно регулируемой.
Для этого периода характерно интенсивное развитие монологической речи, когда говорит одно лицо. Активно совершенствуется обобщающая функция, возникает понятие языковой нормы (начинает различать просторечия, жаргонизмы, диалектизмы и литературный язык), идет увеличение количества абстрактных слов.


     В это время ребенок овладевает новыми видами речевой деятельности – письмо и чтение, знакомится с новыми стилями речи (научным, учебно-научным). Благодаря этому идет обогащение устной речи. 

 
     Кроме этого, А.А. Леонтьев отмечает, что временные рамки этапов изменчивы. Может возникать сдвиг характеристик на более ранние возрастные этапы (акселерация) или – на более поздние (ретардация).

              Нарушения развития речи
        Речевые патологии могут проявляться в любом возрасте. Но чаще всего проявляются в детском и пожилом возрасте. Их лечением занимаются логопеды совместно с неврологами, но и без помощи родителей не обойтись.


    В настоящее время существует две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (педагогическая). Они разработаны в основном по отношению к детям, у которых нет нарушений слуха и интеллекта. Все виды речевых нарушений, рассматриваемых в клинико-педагогической классификации можно разделить на две основные группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи. Остановимся на нарушениях устной речи, которые можно разделить на 2 типа:

1. Нарушения звуковой стороны речи (как говорится); 

2. Нарушения смысловой стороны речи (что говорится).
Данные расстройства могут проявляться изолированно или в различных сочетаниях. В зависимости от этого выделяются следующие виды нарушений:

             Дизартрия (синоним: косноязычие)
Человек способен сформулировать свою мысль, но не может ее выразить. Дизартрия является следствием поражения ЦНС при ДЦП, но может возникнуть и на любом этапе развития ребенка в результате нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

           Алалия (устаревшее: слухо-немота)
Для этого расстройства характерна задержка в формировании у ребенка умения говорить при сохранных интеллекте и слухе. В некоторых случаях дети молчат, в других произносят некоторые звуки, в которых невозможно различить слова. В школьном возрасте несформированность речи ведет к отсутствию усвоению материала на уроке и становится причиной отставания по интеллектуальному признаку. Поэтому детей, молчащих в два года, стоит показать логопеду для наблюдения и назначения специальных занятий. Выделяют несколько видов алалии:
- Сенсорная – при сохранном слухе речь сливается в единый поток, который трудно разделить. Понимание обращений и просьб отсутствует, речь выражается в лепете. Для диагностики ребенка просят исключительно словами, не используя жесты принести или показать знакомый предмет.
- Моторная – есть понимание слов, но проблема с артикуляцией из-за чего речь невнятная. Для диагностики ребенка просят открыть или закрыть рот, высунуть язык, улыбнуться не используя зеркало.
- Сенсомоторная считается самой тяжелой формой недоразвития речи по типу алалии, т.к. объединяет в себе признаки как сенсорной, так и моторной.


           Афазия (синонимы: распад, утрата речи)
Полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга (сосудистыми нарушениями, воспалительные процессы, черепно-мозговыми травмами).
         Различают взрослую и детскую (раннюю) афазию. Если речевое нарушение произошло после трехлетнего возраста, как правило, оно относится к афазии.

       Нарушения темпа речи
       Нормой темпа речи для человека считается 9-14 звуков за секунду. При некоторых нарушениях их количество может уменьшатся или возрастать. 


Брадилалия (брадифразия) – патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной артикуляции, при этом страдает не только темп речи, но и изменяется оттенок голоса, исчезают интонации.
Тахилалия (тахифразия) – патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной артикуляции. При этом страдает еще и качество речи. Человек запинается, теряет нить разговора, может повторять слова или убирать из них некоторые звуки. Проявления усиливаются в стрессовой ситуации.
Заикание (логоневроз) – нарушение темпоритмической стороны речи, вызываемое судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Чаще всего возникает у детей в период перехода к фразовой речи и связано сильной отрицательной реакцией ребенка на какой-либо внешний раздражитель. Недостаточная устойчивость нервной системы способствует возникновению заикания. Реже может быть вызвано органическим поражением мозга.

          Профилактика речевых нарушений
    Для того, чтобы избежать речевого расстройства или минимизировать его проявления необходимо начинать общение с ребенком, когда он еще находится в утробе матери (беседовать с ним, читать, слушать музыку). Когда ребенок родится, при разговоре с ним обращать внимание на любые мелочи. В сознание малыша откладываются все слова и предложения. Как можно больше читать вслух и меньше использовать телевизор, компьютер или планшет. По возможности комментировать каждое свое действие в присутствии ребенка. Например, одевая на ребенка сандалии, проговаривать: «мы надеваем сандалии; сандалии желтые с красной розочкой». Живая человеческая речь очень важна. Полезно совершать больше совместных прогулок на природе – это расширяет кругозор малыша.


      Говорить с ребенком необходимо на понятном и доступном его возрасту языке. При этом не надо искажать речь, подражая лепету детей. Речь должна быть грамотной, правильной без «сюсюкания». Главное – как можно больше и чаще общаться с ребенком. Ни в коем случае не ругать ребенка за неправильную речь, а терпеливо исправлять неправильное произношение. Если ребенок занимается с логопедом, поддерживать в нем положительный настрой к занятиям.


     Для того, чтобы определить, что из речевых компонентов нарушено, а что сохранено, необходимо обратить внимание на:
1. Насколько ребенок воспринимает (т.е. понимает) речь окружающих. И как, вследствие этого, он следует полученным инструкциям и просьбам.
2. Насколько проявляется трудность в выражении своих мыслей словами. Это может выражаться в следующем: у ребенка маленький словарный запас; он говорит короткими и простыми предложениями; между словами длительные паузы, т.к. ребенок старается подобрать нужное слово.
3. Имеет ли место искаженное звукопроизношение, что приводит к непониманию смысл сказанного.

Поводами обратиться к специалисту могут быть:
 задержка речи (в 3 года ребенок не говорит);
 нечеткость речи («каша во рту»);
 ребенок испытывает трудности с употреблением глаголов;
 регресс речи (уменьшение количества слов, упрощение фраз).

       Для предотвращения возникновения и прогрессирования нарушений речи нужно оградить ребенка от стрессов и травли; ограничить общение с людьми со схожими проблемами во избежание копирования со стороны ребенка; убрать все пугающее (фильмы, сказки, персонажей с пугающим видом). Нужно следить за собственной речью. Она должна быть плавной, четкой и понятной. Количество новой информации должно быть минимальным и соответствующим возрасту. Атмосфера в доме должна быть благоприятной без физического и морального давления на ребенка.


     Большой сложностью в работе с речевыми отклонениями являются устаревшие нормы развития. За последние 10 лет временные границы этапов речевого развития сильно сместились. В основном речь идет о периодах 1-3 и 3-7 лет. В районе 1-2 лет наблюдается смещение границ в сторону увеличения и огромный рывок в районе 3-х лет. При этом к 3,5-4 годам современные дети выходят на уровень «классической» нормы. Подобная картина характерна для детей-билингвов (детей из семей, где говорят на двух и более языках). Причиной этого может быть обилие иностранных слов в нашей повседневной речи. А, возможно, мы, взрослые люди, стали меньше разговаривать друг с другом или причина кроется в чем-то другом.



Данькова Александра Сергеевна
Педагог-психолог

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок