Меню Заказать звонок

Буллинг или школьная травля

Школьная травля (или буллинг) существует как явление уже многие века. Травля инициируется социально-экономическим неравенством, борьбой за социальный статус, пережитым опытом жестокого обращения в семье и желанием отыграться на слабом. Сегодня эта проблема всё более начинает волновать теоретиков и практиков, занимающихся вопросами детства. В особенности приковано к данной проблеме внимание скандинавских исследователей, так как именно там, на севере Европы, случаются самые громкие и жестокие буллинговые события.

Отмечается, что прямой буллинг (в частности, физические издевательства) больше используется в мальчишеской среде, а косвенный (слухи, байкот) - в среде девочек. Однако стоит отметить, в настоящий момент в буллинговой ситуации оказываются смешенные в гендерном отношении компании и классы, то есть в буллинг вовлечены как мальчики, так и девочки. Это делает издевательства особенно болезненными для жертвы.

Кто оказывается вовлеченным в школьную травлю?

«Жертва». Чаще всего тревожный ребенок / подросток, с низкой самооценкой, высоким уровнем притязаний, резко выделяющийся из группы сверстников (подход / способности к учебе, внешность, материальный уровень, физическая форма и т.д.)

«Инициатор-агрессор». Вожак стаи буллеров. Сам он, как правило, не играет в травле активной роли. Он – идейный вдохновитель, он выбирает жертву, отдает приказы, разрабатывает планы. Обычно человек с высокой самооценкой, отношение к которому в семье не соответствует его ожиданиям. Задача общества – помочь такому человеку направить свои лидерские способности в конструктивное русло, помочь ему самоактуализироваться иначе.

«Приспешники главаря» / «помощники». Это те, кто ведет игру наиболее активно. Они – исполнители воли своего лидера. Нередко эта роль достается человеку, зависимому от других, но имеющему претензии, потребность властвовать, доминировать, диктовать свои правила. Специалистами отмечается, что чаще всего эти дети испытывают недостаток в общении с отцом, они не принимаются, игнорируются им. Именно это обстоятельство становится причиной поиска ими кого-то, кому можно бы было довериться, подчиниться, чье уважение, признательность снискать, авторитетного человека, рядом с которым можно было бы почувствовать себя нужным.

«Защитник» - человек, вступающийся за жертву. Для него доброта – наивысшая ценность. Как правило, у защитника самый высокий социометрический статус в коллективе.

«Наблюдатели» - те самые зрители, для которых разыгрывается спектакль. Именно их безучастное отношение к происходящему и провоцирует буллеров на новые и новые инциденты травли. Почти 50% опрошенных «наблюдателей» утверждают, что они испытывали сочувствие в отношении жертвы, но ничего не предприняли. Почему? Обычно детей ужасает перспектива занять место жертвы. Кроме того, для нравственного самооправдания наблюдатели начинают отчетливо видеть все недостатки и жалкие черты личности жертвы. Именно на эту, последнюю, категорию детей необходимо направлять основную профилактическую работу в семье и в школе.

Если Вы классный руководитель или родитель, Вам стоит подобрать удачные художественные фильмы и книги для обсуждения со своими детьми, помочь детям расширить вариативность поведенческих реакций в случае попадания в ситуацию буллинга в качестве любого игрока.

Фёдорова Ксения Игоревна

Педагог-психолог МБУ Центр «Радуга»

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок