Борьба за выживание
Одна из наиболее распространённых проблем, связанных с проблемным поведением ребенка, детская агрессия. Это проявляется в непослушании, раздражительности и вспыльчивости, избыточной активности и драчливости, конфликтности и жестокости наконец.
У большинства детей агрессия проявляется словесно, например, через фантазирование, сейчас придет «бабай», бандит, монстр и покажет тебе «где раки зимуют», но часто бывают и прямые угрозы, обзывания «ты дурак» «сейчас как больно». Кроме того, проявляется и физические формы, от косвенных (порча одежды, игрушек) до прямого воздействия (бьют, кусают, плюются и т.д.). Такое агрессивное поведение, это конечно проявление активности, но оно опасно для окружающих и поэтому требует пристального внимания и грамотной коррекции. Кроме того, агрессия может выражаться различными жестами и мимикой, махания, кривляние, угрожающие интонации в голосе. Часто дети начинают копировать родителей, делая грозное лицо и грозя пальцем, а некоторые еще и слова ругательные припоминают. Бывает и наоборот, в семьях где любые проявления агрессии запрещаются или выражение чувств в принципе не приветствуется, энергия агрессии направляется ребенком на самого себя. В этом случае появляется самоуничижение, навязчивая вежливость, саморазрушающее поведение и др. Гнев и раздражение которым не позволяют выйти наружу обращаются на самого человека.
Как правило первый вопрос который возникает «Что делать?». Важно запомнить, необходимо понять причины, которые вызывают у ребенка негативные чувства. И только после этого можно подыскивать меры воздействия. Такой подход позволит Вам не сваливать все шишки на ребенка, а подчеркнет Вашу роль родителя и взрослого человека.
Итак, давайте разберемся в причинах. Их можно разделить на несколько блоков.
Первый блок - это психологические особенности которые провоцируют агрессивное поведение: недостаточное развитие интеллекта или коммуникативных навыков, слабый уровень самоконтроля, повышенная возбудимость нервной системы (гены, травмы, болезни), неадекватная самооценка ребенка, неразвитость игровой деятельности, нарушения отношений со сверстниками.
Второй блок – это семейное взаимодействие, ведущее к возникновению агрессии. Противоречивость требований взрослых; постоянное использование при общении обвинений, приказов или угроз; неумение родителей контролировать свои негативные состояния, приводящее к выплёскиванию своего раздражения и обид на детей; вербальные или физические оскорбления, игнорирование чувств и просто дефицит внимания по отношению к ребенку.
Третий блок включает внешние факторы: напряженные отношения в коллективе; опыт общения со сверстниками; получение моделей проявления агрессии СМИ (ТВ, интернет и пр.).
Кроме того, существуют причины вполне конкретные: получить желаемый результат, защита или месть, стремление привлечь внимание, пол и возраст ребенка, у мальчиков, особенно в период полового созревания агрессию провоцирует сам гормональный фон.
Конечно, редко бывает, что работает только одна причина, как правило мы сталкиваемся с комплексом взаимосвязанных проявлений, ведущих к агрессии. Поэтому в каждом случае необходимо разбираться и вырабатывать индивидуальное решение. Но общие рекомендации, которые являются и профилактическими, касаются одного – построить адекватную стратегию родительского воспитания.
Дайте ребенку понять, что он имеет право испытывать разные чувства, поддерживайте его в трудных ситуациях, при возникновении конфликтной ситуации стремитесь разрешить её, а не замолчать или подчинить. Всегда старайтесь понять, что скрывается за злостью, может это страх, или бессилие, или боль? Ведь для ребенка главное понимать, что вы его любите в каком бы состоянии он не был. Научитесь вместе с ребенком адекватно выражать свою агрессию и это сделает ваши отношение крепче и ближе.
Попов Юрий Александрович
Педагог-психолог