Анализ уровня тревожности учащихся выпускных и не выпускных классов
Цель исследования: выявление уровня тревожности у учащихся выпускных и не выпускных классов
Заказчик (запрос): Средние общеобразовательные учреждения Советского района.
Исполнитель: Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга».
Время проведения: Исследование проводилось в Советском районе города Новосибирска с января по апрель 2020 года.
Объект исследования: уровень тревожности у учащихся.
Предмет исследования: различие между уровнями ситуативной и личностной тревожности у учащихся выпускных и не выпускных классов.
Пояснительная записка: Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее время возросло количество подростков со с предэкзаменационным страхом. Одни из них обращаются за психологической помощью, а другие справляются как могут и не всегда, к сожалению, успешно. Наблюдается такая тенденция, что уже с начальной школы учителя начинают говорить детям о выпускных экзаменах. Родители, в свою очередь, также могут подключаться к этому процессу. Из-за их собственной тревожности, они не могут оказать поддержку своему ребёнку, а ещё больше нагнетают ситуацию. По итогу выходит так, что ученики подходя к этапу подготовки к экзаменам, настолько тревожны и напряжены, что не могут приступить к этой подготовке.
Тревожность является обязательным компонентом человеческой жизни. Нельзя сказать, что она носит только негативный характер, в определенных ситуациях именно это чувство предупреждает об опасности, мобилизует возможности человека и помогает справляться с различными жизненными трудностями. Но если человек постоянно находится в тревожном состоянии, то это может негативно сказаться на его психологическом и физическом здоровье.
Тревожность разделяют на ситуативную и личностную
• Ситуативная тревожность – состояние человека в трудной ситуации.
• Тревожность как черта личности – повышенная склонность испытывать тревогу и из-за реальных опасностей и из-за воображаемых.
В данном исследовании сделана попытка выявить различие между уровнями тревожности у учащихся выпускных и не выпускных классов.
Методический инструментарий: Интегративный тест тревожности (ИТТ) А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева.
Первичные данные исследования подвергались математико-статистической обработке. Обработка результатов осуществлялась с использованием программы StatSoft STATISTICA 12.
Были использованы следующие статистические процедуры:
Для выявления различий по уровню выраженности тревожности в методике «Интегративный тест тревожности» в группах учащихся выпускных и не выпускных классов использовался непараметрический критерий U-Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок, поскольку количество выборки небольшое, но переменные имеют метрический уровень.
Количество испытуемых: 103 человека от 16 до 18 лет, из них: 51 юноша, 52 девушки.
Полученные результаты:
Из полученных результатов выявлено в процентном соотношении количество учащихся выпускных классов с высоким уровнем тревожности (рисунок 1).
Рисунок 1. Выраженность тревожности у учащихся выпускных классов
60% – испытуемых имеют высокий уровень личностной тревожности
34% – средний уровень
6% – низкий уровень тревожности
Выраженность тревожности у учащихся не выпускных классов (рисунок 2).
Рисунок 2. Выраженность тревожности у учащихся не выпускных классов
40% – испытуемых имеют высокий уровень личностной тревожности
39% – средний уровень
21% – низкий уровень тревожности
Сравнительный анализ учащихся выпускных и не выпускных классов с различными уровнями личностной тревожности (рисунок 3).
Рисунок 3. Сравнение учащихся выпускных и не выпускных классов по выраженности тревожности.
Обобщая полученные результаты можно отметить, что высокий уровень тревожности характерен для учащихся выпускных классов. Также у них отмечается самый низкий процент низкой тревожности, в отличии от учащихся не выпускных классов.
Далее, сравнивались полученные группы по шкалам методики Интегративный тест тревожности (ИТТ) А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева.
Таблица 1 – Результаты межгруппового сравнения с использованием критерия U-Манна-Уитни.
Шкалы Методики «Интегративный тест тревожности» |
Критерий сравнения групп U-Манна-Уитни |
р(уровень достоверности различий в группах) |
Количество человек |
1-спортивно-физическая |
1008 |
0,0389 |
103 |
В результате сравнения двух групп учащихся выпускных и не выпускных классов были получены достоверные различия по шкале личностной тревожности.
По шкале ситуативная тревожность достоверных различий не найдено. Это, скорее всего связано с тем, что во время процедуры исследования не было факторов, влияющих на уровень тревожности.
ВЫВОДЫ:
1. У учащихся выпускных классов преобладает высокий уровень личностной тревожности – 60%.
2. У учащихся не выпускных классов уровень тревожности – 40%.
3. В группах учащихся выпускных и не выпускных классов найдены достоверные отличия по шкале личностная тревожность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что напряжённая атмосфера при подготовке к экзаменам влияет на эмоциональное состояние учащихся, выражается это в повышении личностной тревожности.
Направления профилактической работы:
На первом этапе – проводится психодиагностика, которая помогает в определении уровня тревожности учащихся.
На втором – психологическое консультирование с молодыми людьми.
На третьем этапе – тренинговые и семинарские занятия для выявления личностных ресурсов и для повышения стрессоустойчивости.