Меню Заказать звонок

Анализ уровня тревожности учащихся выпускных и не выпускных классов

 

Цель исследования: выявление уровня тревожности у учащихся выпускных и не выпускных классов

Заказчик (запрос): Средние общеобразовательные учреждения Советского района.

Исполнитель: Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга».

Время проведения: Исследование проводилось в Советском районе города Новосибирска с января по апрель 2020 года.

Объект исследования: уровень тревожности у учащихся.

Предмет исследования: различие между уровнями ситуативной и личностной тревожности у учащихся выпускных и не выпускных классов.

Пояснительная записка: Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее время возросло количество подростков со с предэкзаменационным страхом. Одни из них обращаются за психологической помощью, а другие справляются как могут и не всегда, к сожалению, успешно. Наблюдается такая тенденция, что уже с начальной школы учителя начинают говорить детям о выпускных экзаменах. Родители, в свою очередь, также могут подключаться к этому процессу. Из-за их собственной тревожности, они не могут оказать поддержку своему ребёнку, а ещё больше нагнетают ситуацию. По итогу выходит так, что ученики подходя к этапу подготовки к экзаменам, настолько тревожны и напряжены, что не могут приступить к этой подготовке.

Тревожность является обязательным компонентом человеческой жизни. Нельзя сказать, что она носит только негативный характер, в определенных ситуациях именно это чувство предупреждает об опасности, мобилизует возможности человека и помогает справляться с различными жизненными трудностями. Но если человек постоянно находится в тревожном состоянии, то это может негативно сказаться на его психологическом и физическом здоровье.

Тревожность разделяют на ситуативную и личностную

• Ситуативная тревожность – состояние человека в трудной ситуации.

• Тревожность как черта личности – повышенная склонность испытывать тревогу и из-за реальных опасностей и из-за воображаемых.

 

В данном исследовании сделана попытка выявить различие между уровнями тревожности у учащихся выпускных и не выпускных классов.

 

Методический инструментарий: Интегративный тест тревожности (ИТТ) А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева.

Первичные данные исследования подвергались математико-статистической обработке. Обработка результатов осуществлялась с использованием программы StatSoft STATISTICA 12.

Были использованы следующие статистические процедуры:

Для выявления различий по уровню выраженности тревожности в методике «Интегративный тест тревожности» в группах учащихся выпускных и не выпускных классов использовался непараметрический критерий U-Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок, поскольку количество выборки небольшое, но переменные имеют метрический уровень.

 

Количество испытуемых: 103 человека от 16 до 18 лет, из них: 51 юноша, 52 девушки.

Полученные результаты:

Из полученных результатов выявлено в процентном соотношении количество учащихся выпускных классов с высоким уровнем тревожности (рисунок 1).


Рисунок 1. Выраженность тревожности у учащихся выпускных классов

 

60% –  испытуемых имеют высокий уровень личностной тревожности

34% – средний уровень

6% – низкий уровень тревожности

 

Выраженность тревожности у учащихся не выпускных классов (рисунок 2).


Рисунок 2. Выраженность тревожности у учащихся не выпускных классов

 

40% –  испытуемых имеют высокий уровень личностной тревожности

39% – средний уровень

21% – низкий уровень тревожности

Сравнительный анализ учащихся выпускных и не выпускных классов с различными уровнями личностной тревожности (рисунок 3).


Рисунок 3. Сравнение учащихся выпускных и не выпускных классов по выраженности тревожности.

 

Обобщая полученные результаты можно отметить, что высокий уровень тревожности характерен для учащихся выпускных классов. Также у них отмечается самый низкий процент низкой тревожности, в отличии от учащихся не выпускных классов.

Далее,  сравнивались полученные группы по шкалам методики Интегративный тест тревожности (ИТТ) А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева.

 

Таблица 1 – Результаты межгруппового сравнения с использованием критерия U-Манна-Уитни.

Шкалы Методики «Интегративный тест тревожности»

Критерий сравнения групп U-Манна-Уитни

р(уровень достоверности различий в группах)

Количество человек

1-спортивно-физическая

1008

0,0389

103


 В результате сравнения двух групп учащихся выпускных и не выпускных классов были получены достоверные различия по шкале личностной тревожности.

По шкале ситуативная тревожность достоверных различий не найдено. Это, скорее всего связано с тем, что во время процедуры исследования не было факторов, влияющих на уровень тревожности.

 

ВЫВОДЫ:

1.  У учащихся выпускных классов преобладает высокий уровень личностной тревожности – 60%.

2. У учащихся не выпускных классов уровень тревожности – 40%.

3. В группах учащихся выпускных и не выпускных классов найдены достоверные отличия по шкале личностная тревожность.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что напряжённая атмосфера при подготовке к экзаменам влияет на эмоциональное состояние учащихся, выражается это в повышении личностной тревожности.

Направления профилактической работы:

На первом этапе – проводится психодиагностика, которая помогает в определении уровня тревожности учащихся.

На втором – психологическое консультирование с молодыми людьми.

На третьем этапе –  тренинговые и семинарские занятия для выявления личностных ресурсов и для повышения стрессоустойчивости.

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок