АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА
Умение оценивать себя является одним из основных проявлений личностного развития, поэтому тема самооценки актуальна для современного человека. Представление человека о себе, умение анализировать и оценивать такие качества, как внешние данные, свойства характера, сильные и слабые стороны - формируют человеческую самооценку. От того, насколько адекватно человек воспринимает себя, зависит уровень гармонии его жизни в отношениях с самим собой и во взаимодействии с окружающими людьми.
Есть три вида самооценки: заниженная, завышенная и адекватная. Заниженная самооценка характеризуется неуверенностью в себе. Люди, обладающие данным типом самооценки часто мнительны, застенчивы и обычно не решаются браться за сложные задачи. Они склонны критиковать и недооценивать свои возможности, однако хвалить себя не привыкли.
Люди, обладающие завышенной самооценкой, уверены, что они лучше других — умнее, способнее, профессиональнее. Они часто берутся за невыполнимые задачи, ставят перед собой нереальные цели, которые не сопоставимы с их реальными возможностями.
Главным критерием адекватной самооценки является исполнимость планов человека. Адекватная (оптимальная) самооценка - это четкое, реалистичное понимание себя и своих способностей, без идеализации и обесценивания. Данный вид самооценки считается самым благоприятным и свидетельствует об отсутствии у человека серьезных проблем с психическим здоровьем. Люди с оптимальной самооценкой способны хорошо анализировать свои сильные и слабые стороны, а также расположены к самоиронии. При этом человек с адекватной самооценкой не потерпит насмешек и унижений в свой адрес. Адекватная самооценка соответствует реальному результату, ожиданиям группы лиц, достижениям и возможностям. Незрелая личность обладает самооценкой, которая зависит от оценок других людей. Зрелая личность обладает более адекватной личностной самооценкой.
Влияние самооценки в повседневной жизни достаточно велико. От ее уровня зависит гармоничное взаимодействие с окружающим миром и взаимоотношения с другими людьми. Самооценка формируется в детском возрасте. Ее формирование напрямую зависит от условий проживания человека, его воспитания и окружения. Оптимальная самооценка является результатом адекватного родительского отношения к ребенку. Такие дети получают не только похвалу за достижения, но и конструктивную критику. Родитель стремится поддержать интересы ребенка, не навязывая ему стремление быть первым во всем. Стоит отметить, что самооценка может видоизменяться. С неадекватной самооценкой иногда стоит поработать (например, в направлении адекватности).
Замечая и фиксируя свои сильные стороны, учитывая свои победы, даже самые незначительные, можно скорректировать заниженную самооценку. Вера в свои силы и отсутствие слишком строгого отношения к себе, также позитивно влияют на формирование адекватной самооценки.
В случае с завышенной самооценкой ситуация обстоит сложнее. Ведь люди, обладающие завышенной самооценкой, часто не признают наличие проблемы. Для того, чтобы минимизировать эту проблему, лучше всего обратиться к психологу или к психотерапевту. При помощи психодиагностики специалист выявит причины, способствовавшие развитию завышенной самооценки и, используя различные методики психотерапии, поможет скорректировать её. К данному вопросу человек может отнестись как к рабочей задаче, так и как к личностной проблеме. Задачу можно решать, устанавливая цель и формируя план. Личностную проблему чаще всего люди переживают, обращаясь к психологу или психотерапевту.
Гребенщикова Маргарита Евгеньевна,
психолог