Адаптация студентов первого курса к учебному заведению
Цель исследования: Определение личностных особенностей студентов 1 курса в возрасте от 14 до 18 лет и связанных с ними рисков дезадаптации.
Исполнитель: МБУ Центр «Радуга»
Объект исследования: Свойства личности
Предмет исследования: Взаимосвязь личностных особенностей студентов первого курса с риском дезадаптации.
Пояснительная записка:
Исследование продиктовано необходимостью изучения факторов, влияющих на адаптацию студентов-первокурсников к образовательной среде, от успешности которой во многом зависит дальнейшее профессиональное и личностное развитие будущего специалиста.
Поступление на первый курс средне-специального или высшего учебного заведения предполагает переход подростка от школьного обучения к профессиональному и связано с резкими изменениями учебной и социальной среды, ломкой сложившихся за период школьного обучения социальных и динамических стереотипов, освоением новой социальной роли – студент.
Для успешного освоения учебных программ первокурснику необходимо в короткий промежуток времени адаптироваться и к новым видам деятельности, и к изменившимся условиям обучения, и к новому учебному сообществу.
Адаптация (лат.adaptacio – приспособление) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма – от молекулярной до психологической регуляции деятельности.
На адаптацию студента-первокурсника к обучению в ССУЗе или ВУЗе оказывают влияние следующие факторы:
• Социологические
• Психологические
• Педагогические
К социологическим факторам относятся: возраст студента, социальное происхождение, уровень базового образовательного учреждения.
Психологический аспект содержит индивидуально-психологические и социально-психологические факторы: интеллект, направленность, адаптационный потенциал, характерологические особенности, групповой статус.
Педагогический блок факторов, влияющих на адаптацию, включает в себя уровень педагогического сопровождения и организации среды обучения, материально-техническую базу образовательного учреждения.
Наиболее типичными проблемами, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год обучения, являются:
• стрессовые состояния от резкой смены среды и форм деятельности;
• увеличение объема учебной нагрузки;
• сложность в усвоении новых учебных дисциплин;трудности в отношениях с товарищами по учебе;
• новая система отношений с преподавателями.
Очевидно, что преимущественное влияние на возникновение данного перечня проблем оказывают индивидуально-психологические особенности личности: ее физические, интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные и иные способности. Отсюда обеспечение эффективной адаптации студентов первого курса к новой образовательной среде предполагает в первую очередь: изучение личностных особенностей первокурсников, способствующих или затрудняющих процесс адаптации; анализ и обобщение полученных данных; информирование студентов об их индивидуальных особенностях и рисках в процессе адаптации; подготовку рекомендаций для педагогического состава, направленных на оптимизацию адаптационного периода.
Методический инструментарий: Патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО).
Количество испытуемых: 202 человека от 14 до 18 лет, из них: 158 юношей, 44 девушки
Уровень откровенности респондентов: В норме – 53%, повышенная откровенность – 44 %, склонность к диссимуляции – 3%, негативное отношение к обследованию – 0%.
Полученные результаты:
В данном исследовании анализировались характерологические особенности студентов, приводящие к социальной дезадаптации: уровень конформности и самостоятельности, акцентуации и дискордантность характера, риски расстройств личности, алкоголизации и употребления ПАВ, склонность к делинквентности, риски депрессии и суицидального поведения.
1. Уровень конформности
По данным исследования уровень конформности - подверженности подростков групповым нормам составил (Рисунок 1).
Рис.1. Уровень конформности (принятие групповых норм и правил).
Стремлением к индивидуализму, склонностью придерживаться исключительно собственных решений, оценок и выводов обладает 16% респондентов (нонкоформизм).
10% стремятся ничем не отличаться от других «быть как все, думать как все», не способны в принципе на отстаивание собственной точки зрения (конформизм).
74% способны наряду с принятием групповых норм на самостоятельные решения (умеренная и средняя конформность).
Таким образом, 16% студентов, скорее всего, будут испытывать сложности в отношениях с сокурсниками и преподавателями в связи с резко выраженным индивидуализмом, непринятием групповых норм и правил.
2. Реакция эмансипации
Реакция эмансипации (уровень субъективного чувства взрослости и независимости от родителей) в выборке составила (Рисунок 2).
Рис.2. Уровень субъективного чувства взрослости (эмансипация).
14% респондентов (очень сильная эмансипация) и 22% (выраженная) ощущают себя взрослыми и независимыми от родителей.
29% (умеренная) оценивает себя как частично зависимых, а в каких-то вопросах чувствует себя вполне самостоятельными.
35% респондентов (слабая эмансипация) чувствует себя несамостоятельными и практически полностью зависимыми от старшего поколения.
Таким образом, 35% респондентов требуется внешняя поддержка в новых условиях в связи с отсутствием необходимых навыков самостоятельности и независимости.
3. Акцентуации характера и дискордантность
В ходе исследования анализировалась выраженность черт характера в выборке (акцентуации), данные по которым достигли и превысили минимально допустимые значения по факторам ПДО. Чрезмерная заостренность характерных черт может проявляться в неадаптивном поведении и мешать социальной адаптации подростка в обществе. (Таблица 1).
Таблица 1
Доля респондентов с чрезмерной выраженностью определенных черт характера (в %)
Черта характера
Проявление в поведении
Доля респондентов (в %)
Гипертимость
Высокий биологический тонус, высокая поисковая и двигательная активность, стремление к лидерству, повышенная общительность, коммуникабельность, неустойчивость интересов, неразборчивость в выборе друзей, переоценка своих возможностей/недооценка опасности, любопытство, склонность к риску
42
Лабильность
Крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов.
73
Сенситивность
Большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Замкнутость, робость и застенчивость среди посторонних и в непривычной обстановке.
46
Психо-астеничность
Нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность.
55
Шизоидность
Замкнутость, отгороженность, трудности в общении, стремление к уходу от реальности в мир фантазий, постоянство интересов.
57
Эпилептоидность
Склонность к накоплению раздражения, аффективным гневным реакциям, обидчивость, мстительность, педантичность. В алкогольном опьянении – гнев, агрессия (брань, побои).
45
Неустойчивость
Лень, нежелание трудиться (учиться, работать), сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. Низкая волевая регуляция.
21
Истеричность
Эгоцентризм, жажда внимания, демонстративность в поведении, склонность к лжи, хвастовству.
53
Большинству опрошенных подростков свойственна эмоциональная лабильность (73%), которая проявляется в быстрой смене эмоциональных состояний, резких колебаниях настроения. От настроения зависит не только работоспособность, и общительность подростка, но и сон, и аппетит.
У 50% опрошенных диагностируется дискордантность (дисгармоничность) характера, как правило, являющаяся следствием воспитания в характере ребенка несовместимых черт.
Риск расстройств личности (Рисунок 3) существует у 50% опрошенных, из них 20% относятся к группе повышенного риска.
Рис.3. Риск личностных расстройств (психопатий).
Указание на возможную органическую природу расстройства личности и акцентуаций, причинами которых могут быть родовые и черепно-мозговые травмы, нейроинфекции и др. имеет место у 7% респондентов.
Таким образом, наличие высокого уровня лабильности (73%) и дискордантности характера (50%) студентов первого курса может говорить о психологической неустойчивости, уровень выраженности которой можно снижать методом повышения стрессоустойчивости личности в посильных нагрузках и развитием недостающих компетенций.
4. Риск алкогольной и наркотической зависимости, делинквентного поведения
По данным исследования риску алкогольной зависимости подвержено 38% опрошенных, 6% из них выставляют напоказ свою склонность к выпивкам (Рисунок 4).
У 42% отсутствует риск приобщения к алкоголю и развития зависимости, у 20% - неопределенный результат.
Рис.4. Риск алкоголизации.
Риск быть втянутым в употребление наркотиков и других психо-активных веществ (ПАВ) имеют 33% опрошенных. Из них 6% очень высокий, 13% выраженный (Рисунок 5).
Рис.5. Риск употребления ПАВ.
Для подростков с риском употребления ПАВ, по мнению авторов методики, ни морально-этические, ни дисциплинарные факторы не служат серьезной преградой для того, чтобы попробовать испытать ‘’кайф’’, пережить развлекающие галлюцинации.
Риск делинквентности (противоправного поведения) - 24% подростков.
Таким образом, около трети студентов первокурсников склонно к экспериментам с алкоголем, наркотиками и осуществлению противоправного поведения. Данной категории студентов может быть свойственны высокий уровень любопытства, склонность к рискованным поступкам, недооценка опасности и переоценка собственных возможностей. Необходимо ориентировать данную категорию студентов на поиск социально-приемлемых форм самовыражения и информировать о последствиях противоправного поведения.
5. Риск депрессии и суицидального поведения
Риску депрессии (Рисунок 6) подвержены 26% первокурсников, 43% имеют неопределенный результат, у 31% -вероятность депрессии отвергается.
Рис.6. Риск депрессии.
Считается, что более половины попыток суицида в подростковом возрасте являются демонстративными, т. е. без настоящего намеренья умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление суицидной попытки с целью привлечь к себе внимание, добиться каких-то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей.
В исследуемой выборке риск демонстративных суицидальных попыток, исходя из имеющихся личностных особенностей, диагностирован у 34% респондентов. Половина (50%) подвержены риску истинных суицидальных попыток (Рисунок 7).
Рис.7. Риск суицидальных попыток.
Для исследования склонности подростков к суицидальным попыткам проводилось соотнесение вида суицидального риска с выраженностью акцентуированных черт характера, данные по которым достигли и превысили минимально допустимые значения по факторам ПДО (Таблица 2).
Таблица 2
Выраженность черты характера в выборкев зависимости от риска суицида (в %)
Примечание *высокий уровень выраженности акцентуированной черты
Вид суицидального
риска
Акцентуации
Г
Ц
Л
А
С
П
Ш
Э
Н
И
Истинный
14
47
70*
29
75*
47
67
46
10
38
Демонстративный
78*
46
75*
6
12
39
38
51
36
77*
Полученные результаты обнаружили, что у подростков, подверженных риску истинных суицидальных попыток, в характере присутствует чрезмерная выраженность таких черт как: сенситивность (75%) и лабильность (70%).
Таким образом, сочетание в характере подростка высокой чувствительности (ранимости) и подверженности резким колебаниям настроения (импульсивности) может быть пусковым механизмом истинных суицидальных попыток, при которых суицид является способом ухода от тяжелых переживаний и проблем, с которыми личность самостоятельно не справляется.
У подростков, подверженных риску суицидальных попыток демонстративного типа, в характере сформировалась чрезмерная заостренность таких черт как: гипертимность (78%), истеричность (77%), лабильность (75%).
Таким образом, соединение в характере подростка склонности к риску, демонстративности и подверженности резким колебаниям настроения (импульсивности) увеличивает риск демонстративных суицидальных попыток и летального исхода при осуществлении поведения, опасного для жизни (из любопытства/на спор/на слабо).
Обе группы риска объединяет выраженнось в характере подростков эмоциональной неустойчивости (лабильности).
6. Риск социальной дезадаптации
Риску социальной дезадаптации (Рисунок 8) подвержены 80% опрошенных, из них высокому 45%.
Рис.8. Риск социальной дезадаптации личности.
ВЫВОДЫ:
По данным исследования особенностей характера студентов первокурсников, способных привести к социальной дезадаптации личности, установлено:
- у 16% студентов возможны сложности в отношениях с сокурсниками и преподавателями в связи с резко выраженным индивидуализмом, непринятием групповых норм и правил.
- 35% респондентов требуется внешняя поддержка в новых условиях в связи с отсутствием необходимых навыков самостоятельности и независимости.
- 73% свойственна эмоциональная неустойчивость (лабильность), которая проявляется в быстрой смене эмоциональных состояний, резких колебаниях настроения и трудоспособности.
- 50% имеют дискордантность характера (сочетание разнонаправленных тенеденций), сформированную дисгармоничными методами воспитания.
- у 50% возможно развитие расстройств личности, из них 20% относятся к группе повышенного риска.
- 38% подвержено риску алкогольной зависимости, 33% из них рискуют быть втянутыми в употребление наркотиков и других психо-активных веществ.
- 24% способны к осуществлению противоправного поведения.
- 26% подвержены риску развития депрессии.
- у 34% выявлен риск осуществления суицидальных попыток демонстративного характера.
- 50% - риск осуществления истинных суицидальных попыток.
- 80% подвержено риску социальной дезадаптации, из них высокому риску - 45%.
Таким образом, для успешной адаптации студентов первого курса к обучению необходимо снижение действия факторов риска, что может быть достигнуто следующими методами:
Создание конструктивной учебной и социальной среды, основанной на взаимоуважении, поддержке, взаимопомощи.
Повышение эмоциональной устойчивости у эмоционально лабильных подростков, что может быть достигнуто поиском личностных ресурсов, повышением стрессоустойчивости в процессе преодоления посильных нагрузок, развитием слабых сторон личности в психологически безопасной среде.
Ориентирование студентов, склонных к демонстративным и рискованным формам поведения, на поиск социально-приемлемых форм самовыражения.
Повышение уровня правовой грамотности студентов -информирование подростков о последствиях противоправного поведения.
Организация психо-коррекционных мероприятий для студентов в период адаптации с помощью:
· диагностики личностных особенностей,
· информирования подростков об особенностях их личности (сильных и слабых сторонах),
· проведения групповых дискуссий, занятий, тренингов, направленных на развитие устойчивости личности к трудным жизненным ситуациям.