Меню Заказать звонок

Адаптация студентов первого курса к учебному заведению

Цель исследования: Определение личностных особенностей студентов 1 курса в возрасте от 14 до 18 лет и связанных с ними рисков дезадаптации.

Исполнитель: МБУ Центр «Радуга»

Объект исследования: Свойства личности

Предмет исследования: Взаимосвязь личностных особенностей студентов первого курса с риском дезадаптации.

Пояснительная записка:

Исследование продиктовано необходимостью изучения факторов, влияющих на адаптацию студентов-первокурсников к образовательной среде, от успешности которой во многом зависит дальнейшее профессиональное и личностное развитие будущего специалиста.

Поступление на первый курс средне-специального или высшего учебного заведения предполагает переход подростка от школьного обучения к профессиональному и связано с резкими изменениями учебной и социальной среды, ломкой сложившихся за период школьного обучения социальных и динамических стереотипов, освоением новой социальной роли – студент.

Для успешного освоения учебных программ первокурснику необходимо в короткий промежуток времени адаптироваться и к новым видам деятельности, и к изменившимся условиям обучения, и к новому учебному сообществу.

Адаптация (лат.adaptacio – приспособление) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма – от молекулярной до психологической регуляции деятельности.

На адаптацию студента-первокурсника к обучению в ССУЗе или ВУЗе оказывают влияние следующие факторы:

•  Социологические

•  Психологические

•  Педагогические

К социологическим факторам относятся: возраст студента, социальное происхождение, уровень базового образовательного учреждения.

Психологический аспект содержит индивидуально-психологические и социально-психологические факторы: интеллект, направленность, адаптационный потенциал, характерологические особенности, групповой статус.

Педагогический блок факторов, влияющих на адаптацию, включает в себя уровень педагогического сопровождения и организации среды обучения, материально-техническую базу образовательного учреждения.

Наиболее типичными проблемами, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год обучения, являются:

•  стрессовые состояния от резкой смены среды и форм деятельности;

•  увеличение объема учебной нагрузки;

•  сложность в усвоении новых учебных дисциплин;трудности в отношениях с товарищами по учебе;

•  новая система отношений с преподавателями.

Очевидно, что преимущественное влияние на возникновение данного перечня проблем оказывают   индивидуально-психологические особенности личности: ее физические, интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные и иные способности. Отсюда обеспечение эффективной адаптации студентов первого курса к новой образовательной среде предполагает в первую очередь: изучение личностных особенностей первокурсников, способствующих или затрудняющих процесс адаптации; анализ и обобщение полученных данных; информирование студентов об их индивидуальных особенностях и рисках в процессе адаптации; подготовку рекомендаций для педагогического состава, направленных на оптимизацию адаптационного периода.

Методический инструментарий: Патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО).

Количество испытуемых: 202 человека от 14 до 18 лет, из них: 158 юношей, 44 девушки

Уровень откровенности респондентов: В норме – 53%, повышенная откровенность – 44 %, склонность к диссимуляции – 3%, негативное отношение к обследованию – 0%.

Полученные результаты:

В данном исследовании анализировались характерологические особенности студентов, приводящие к социальной дезадаптации: уровень конформности и самостоятельности, акцентуации и дискордантность характера, риски расстройств личности, алкоголизации и употребления ПАВ, склонность к делинквентности, риски депрессии и суицидального поведения.

1.      Уровень конформности

По данным исследования уровень конформности - подверженности подростков групповым нормам составил (Рисунок 1). 


Рис.1. Уровень конформности (принятие групповых норм и правил).

Стремлением к индивидуализму, склонностью придерживаться исключительно собственных решений, оценок и выводов обладает 16% респондентов (нонкоформизм).

10% стремятся ничем не отличаться от других «быть как все, думать как все», не способны в принципе на отстаивание собственной точки зрения (конформизм).

74% способны наряду с принятием групповых норм на самостоятельные решения (умеренная и средняя конформность).

Таким образом, 16%  студентов, скорее всего, будут испытывать сложности в  отношениях с сокурсниками и преподавателями в связи с резко выраженным индивидуализмом, непринятием групповых норм и правил.

2.     Реакция эмансипации

Реакция эмансипации (уровень субъективного чувства взрослости и независимости от родителей) в выборке составила (Рисунок 2).


Рис.2. Уровень субъективного чувства взрослости (эмансипация).

14% респондентов (очень сильная эмансипация) и 22% (выраженная) ощущают себя взрослыми и независимыми от родителей. 

29% (умеренная) оценивает себя как частично зависимых, а в каких-то вопросах чувствует себя вполне самостоятельными.

35% респондентов (слабая эмансипация) чувствует себя несамостоятельными и практически полностью зависимыми от старшего поколения.

Таким образом, 35% респондентов требуется внешняя поддержка в новых условиях в связи с отсутствием необходимых навыков самостоятельности и независимости.

3. Акцентуации характера и дискордантность

В ходе исследования анализировалась выраженность черт характера в выборке (акцентуации), данные по которым достигли и превысили минимально допустимые значения по факторам ПДО. Чрезмерная заостренность характерных черт может проявляться в неадаптивном поведении и мешать социальной адаптации подростка в обществе.  (Таблица 1).

Таблица 1

Доля респондентов с чрезмерной выраженностью определенных черт характера (в %)


Черта характера

Проявление в поведении

Доля респондентов (в %)

 Гипертимость

Высокий биологический тонус, высокая поисковая и двигательная  активность,  стремление к лидерству, повышенная общительность, коммуникабельность, неустойчивость интересов, неразборчивость в выборе друзей, переоценка своих возможностей/недооценка опасности, любопытство, склонность к риску

42

Лабильность

Крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов.

73

Сенситивность

Большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Замкнутость, робость и застенчивость среди посторонних и в непривычной обстановке.

46

Психо-астеничность

Нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность.

55

Шизоидность

Замкнутость, отгороженность, трудности в общении, стремление к уходу от реальности в мир фантазий, постоянство интересов.

57

Эпилептоидность

Склонность к  накоплению раздражения, аффективным гневным реакциям, обидчивость, мстительность, педантичность. В алкогольном опьянении – гнев, агрессия (брань, побои).

45

Неустойчивость

Лень, нежелание трудиться (учиться, работать), сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. Низкая волевая регуляция.

21

Истеричность

Эгоцентризм, жажда внимания, демонстративность в поведении, склонность к лжи, хвастовству.

53


Большинству опрошенных подростков свойственна эмоциональная лабильность (73%), которая проявляется в быстрой смене эмоциональных состояний, резких колебаниях настроения. От настроения зависит не только работоспособность, и общительность подростка, но и сон, и аппетит.

У 50% опрошенных диагностируется дискордантность  (дисгармоничность) характера, как правило, являющаяся следствием воспитания в характере ребенка несовместимых черт.

Риск расстройств личности (Рисунок 3) существует у 50% опрошенных, из них 20% относятся к группе повышенного риска.

Рис.3. Риск личностных расстройств (психопатий).

Указание на возможную органическую природу расстройства личности и акцентуаций, причинами которых могут быть родовые и черепно-мозговые травмы, нейроинфекции и др.  имеет место у 7% респондентов.

Таким образом, наличие высокого уровня лабильности (73%) и дискордантности характера (50%) студентов первого курса может говорить о психологической неустойчивости, уровень выраженности которой можно снижать методом повышения стрессоустойчивости личности в посильных нагрузках и развитием недостающих компетенций.

4.  Риск алкогольной и наркотической зависимости, делинквентного поведения

По данным исследования риску алкогольной зависимости подвержено 38% опрошенных, 6% из них выставляют напоказ свою склонность к выпивкам (Рисунок 4).

У 42% отсутствует риск приобщения к алкоголю и развития зависимости, у 20% - неопределенный результат.

Рис.4. Риск алкоголизации.

Риск быть втянутым в употребление наркотиков и других психо-активных веществ (ПАВ) имеют 33% опрошенных. Из них 6% очень высокий, 13% выраженный (Рисунок 5).


Рис.5. Риск употребления ПАВ.

Для подростков с риском употребления ПАВ, по мнению авторов методики, ни морально-этические, ни дисциплинарные факторы не служат серьезной преградой для того, чтобы попробовать испытать ‘’кайф’’, пережить развлекающие галлюцинации.

Риск делинквентности (противоправного поведения) - 24% подростков.

Таким образом, около трети студентов первокурсников склонно к экспериментам с алкоголем, наркотиками и осуществлению противоправного поведения. Данной категории студентов может быть свойственны высокий уровень любопытства, склонность к рискованным поступкам, недооценка опасности и переоценка собственных возможностей. Необходимо ориентировать данную категорию студентов на поиск социально-приемлемых форм самовыражения и информировать о последствиях противоправного поведения.

5. Риск депрессии и суицидального поведения

Риску депрессии (Рисунок 6) подвержены 26% первокурсников, 43% имеют неопределенный результат, у 31% -вероятность депрессии отвергается.


Рис.6. Риск депрессии.

Считается, что более половины попыток суицида в подростковом возрасте являются демонстративными, т. е. без настоящего намеренья умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление суицидной попытки с целью привлечь к себе внимание, добиться каких-то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей.

В исследуемой выборке риск демонстративных суицидальных попыток, исходя из имеющихся личностных особенностей, диагностирован у 34% респондентов. Половина (50%) подвержены риску истинных суицидальных попыток (Рисунок 7).

 

Рис.7. Риск суицидальных попыток.

Для исследования склонности подростков к суицидальным попыткам проводилось соотнесение вида суицидального риска с выраженностью акцентуированных черт характера, данные по которым достигли и превысили минимально допустимые значения по факторам ПДО (Таблица 2).

Таблица 2

Выраженность черты характера в выборкев зависимости от риска суицида (в %)


Вид суицидального

риска

Акцентуации

Г

Ц

Л

А

С

П

Ш

Э

Н

И

Истинный

14

47

70*

29

75*

47

67

46

10

38

Демонстративный

78*

46

75*

6

12

39

38

51

36

77*

Примечание   *высокий уровень выраженности акцентуированной черты

 

Полученные результаты обнаружили, что у подростков, подверженных риску истинных суицидальных попыток, в характере присутствует чрезмерная выраженность таких черт как: сенситивность (75%) и лабильность (70%).

Таким образом, сочетание в характере подростка высокой чувствительности (ранимости) и подверженности резким колебаниям настроения (импульсивности) может быть пусковым механизмом истинных суицидальных попыток, при которых суицид является способом ухода от тяжелых переживаний и проблем, с которыми личность самостоятельно не справляется.

У подростков, подверженных риску суицидальных попыток демонстративного типа, в характере сформировалась чрезмерная заостренность таких черт как: гипертимность (78%), истеричность (77%), лабильность (75%).  

Таким образом, соединение в характере подростка склонности к риску, демонстративности и подверженности резким колебаниям настроения (импульсивности) увеличивает риск демонстративных суицидальных попыток и  летального исхода при осуществлении поведения, опасного для жизни (из  любопытства/на спор/на слабо).

Обе группы риска объединяет выраженнось в характере подростков эмоциональной неустойчивости (лабильности).

 

6. Риск социальной дезадаптации

Риску социальной дезадаптации (Рисунок 8) подвержены 80% опрошенных, из них высокому 45%.

Рис.8. Риск социальной дезадаптации личности.

ВЫВОДЫ:

По данным исследования особенностей характера студентов первокурсников, способных привести к социальной дезадаптации личности, установлено:

- у 16%  студентов возможны сложности в  отношениях с сокурсниками и преподавателями в связи с резко выраженным индивидуализмом, непринятием групповых норм и правил.

- 35% респондентов требуется внешняя поддержка в новых условиях в связи с отсутствием необходимых навыков самостоятельности и независимости.

- 73% свойственна эмоциональная неустойчивость (лабильность), которая проявляется в быстрой смене эмоциональных состояний, резких колебаниях настроения и трудоспособности.

- 50% имеют дискордантность характера (сочетание разнонаправленных тенеденций), сформированную дисгармоничными методами воспитания.

- у 50% возможно развитие расстройств личности, из них 20% относятся к группе повышенного риска.

- 38% подвержено риску алкогольной зависимости, 33% из них рискуют быть втянутыми в употребление наркотиков и других психо-активных веществ.

- 24% способны к осуществлению  противоправного поведения.

- 26% подвержены риску развития депрессии.

- у 34% выявлен риск осуществления суицидальных попыток демонстративного характера.

- 50% - риск осуществления истинных суицидальных попыток.

- 80% подвержено риску социальной дезадаптации, из них высокому риску - 45%.

Таким образом, для успешной адаптации студентов первого курса к обучению необходимо снижение действия факторов риска, что может быть достигнуто следующими методами:

Создание конструктивной учебной и социальной среды, основанной на взаимоуважении, поддержке, взаимопомощи.

Повышение эмоциональной устойчивости у эмоционально лабильных подростков, что может быть достигнуто поиском личностных ресурсов, повышением стрессоустойчивости в процессе преодоления посильных нагрузок, развитием слабых сторон личности в психологически безопасной среде.

Ориентирование студентов, склонных к демонстративным и рискованным формам поведения, на поиск социально-приемлемых форм самовыражения.

Повышение уровня правовой грамотности студентов -информирование подростков о последствиях противоправного поведения.

Организация психо-коррекционных мероприятий для студентов в период адаптации  с помощью:

·   диагностики личностных особенностей,

·   информирования подростков об особенностях их личности (сильных и слабых сторонах),

·   проведения групповых дискуссий, занятий, тренингов, направленных на развитие устойчивости личности к трудным жизненным ситуациям.

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок